Папки-передвижки

Развитие связной речи старших дошкольников средствами программно-дидактического комплекса «Речь: плюс»

Анна Шипицына
Развитие связной речи старших дошкольников средствами программно-дидактического комплекса «Речь: плюс»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи старших дошкольников средствами программно-дидактический комплекса «Речь : плюс»

Шипицына Анна Петровна, воспитатель высшей категории

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида №67 (г. Сочи)

Публикация «Развитие связной речи старших дошкольников средствами программно-дидактического комплекса „Речь: плюс“» размещена в разделах

В статье автор рассказывает о применении, в качестве комплекса дидактических игр, в своей практической деятельности (в области развития речи) программно-дидактического комплекса «Речь : плюс».

Ключевые слова: развитие речи, дошкольный возраст, игра, общение, обогащение, культура.

В дошкольном возрасте освоение речи как средства общения является центральной линией развития ребенка, так как меняет его отношение к окружающей действительности. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым ребенок уточняет свои представления об окружающей действительности [1].

Согласно ФОП ДО основные задачи в области речевого развития в части связной речи являются :

-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.

-Поддерживать стремление детей рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях;

-Пересказывать небольшие сказки и рассказы; составлять по образцу небольшие рассказы о предмете, игрушке, по содержанию сюжетной картины.

-Воспитывать культуру общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, детей по группе.

-Использовать формулы речевого этикета при ответе по телефону, при вступлении в разговор с незнакомыми людьми, при встрече гостей.

-Развивать коммуникативно-речевые умения у детей (умение вступить, поддержать и завершить общение, умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения (сказки, рассказы) без помощи вопросов педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей, формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок, составлять письма; составлять рассказы из опыта.

-Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме, предложенной педагогом. средства раскрытия образа; ритм в поэтическом тексте; рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению);

-Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное чтение по ролям в инсценировках; пересказ близко к тексту);

-Развивать образность речи и словесное творчество. [2]

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется нами во всех видах деятельности, в разных формах – как на специальных занятиях, так и вне их.

Для этого используются следующие приемы:

• работа над составлением рассказа — описания;

• работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

• работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;

• работа над пересказом;

• работа над самостоятельным рассказом.

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются :

• беседы;

• дидактические игры;

• театрализованные игры.

Наибольший эффект работы по развитию речи достигается, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр в моей практике саду является программно-дидактический комплекс Речь : плюс

Данный комплект позволяет полноценно, грамотно, эффективно и занимательно развивать речь детей дошкольного возраста; охватывает все направления речевого развития; предусматривает сопутствующий материал для речевого развития; позволяет гибко использовать материал при проектировании образовательного процесса в ДОО.

«Речевые кубики», входящими в этот комплект, помогают в том, детям заговорить – легко и выразительно, грамотно и с удовольствием. Для этого должна сформироваться база: активный словарный запас, грамматический строй речи, интонационная выразительность, умение выстроить последовательность и, что немаловажно, желание и смелость высказываться. В «Речевых кубиках» заложены все эти возможности.

В наборе 10 кубиков четырех цветов: красные, синие, зеленые, оранжевые. На гранях кубиков – условные изображения, которые задают определенную смысловую и речевую направленность.

Смысловая направленность (7 кубиков) :

Красные:

Семья (возраст, пол)

Профессии

Незнакомцы (персонажи из незнакомого мира)

Синие:

Время суток и погода

Место действия

Зеленые:

Волшебные предметы

Транспорт

Все кубики отражают разные части речи, 3 кубика (оранжевые) обозначают: пространственные предлоги, эмоции, выразительность речи.

Цвет кубиков задает разную направленность в зависимости от поставленных задач. Например:

Связная речь. Цвета кубиков структурно организую высказывание: красные кубики – начало, зеленые – середина, синие – конец.

Грамматика. Цвет кубиков используется для составления предложения: красные кубики – «кто?», зеленые – «что?» и «что делает?», синие – «когда?» и «где?», оранжевые – «как?».

Карточки «Слова обобщения», основная задача-знакомство со словами-обобщениями и закрепление их употребления; расширение словарного запаса. Всего в наборе 130 шестиугольных карточек с картинками и обобщающими понятиями. В наборе три больших блока карточек: "Мир животных", "Мир растений", "Мир предметов". В каждом из них по 6 "видов". Шестиугольные карточки с картинками складываются в "соты-обобщения" или "ромашки". Можно собрать все шесть карточек с игрушками вокруг центральной карточки "игрушки" - получится красивая "ромашка-обобщение". Большая радость для маленьких игроков - выложить одновременно все 18 "ромашек", насколько хватит места на столе или на полу. Примеры дидактических игр представлены в таблице 1.

Таблица1

Дидактические игры для развития речи дошкольников средствами программно-дидактический комплекса «Речь : плюс»

Название игры Материал Цель Инструкция

«Кто ты?» Красные кубики Улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить, расширение индивидуального словаря. Кидаем кубик ребенку (любому из гостей, он рассказывает о персонаже, который ему выпал. Передает кубик следующему.

«Что наденем?» Синие кубики «Время суток. Погода». Активизировать словарь по теме «Одежда», закреплять знание частей суток и состояния погоды. Кидаем кубик ребенку (любому из гостей, он рассказывает, что наденет, исходя из того, что выпало на кубик.

«Ездит – плавает – летает». Зеленые кубики «Транспорт».

Активизировать словарь по теме «Транспорт», закреплять умение использовать глаголы в связной речи. Дети перебрасывают друг другу кубик, по выпавшей грани ребенок должен показать «ездит», «плавает» или «летает» этот вид транспорта.

«Что где» Все кубики Закрепление навыков употребления в речи предлогов. Дети по очереди бросают кубик и называют предлог, выпавший на кубике. Затем называют предмет в комнате, который расположен так же, как точка (шарик) на выпавшей схеме.

«Составь предложение и произнеси его выразительно!». Все кубики

(«Семья» + «Транспорт» + «Место действия» + «Выразительность речи») Формирование грамматического строя речи старших дошкольников.

По очереди бросают кубики и составляют предложения по выпавшим изображениям, произносят его с интонацией, выпавшей на оранжевом кубике!

«Собери «Вид» Карточки «Слова-обобщения»- «Вид» по числу игроков и карточки «Слово» к ним Формирование видовых обобщенных понятий и закрепление их в речи Игроки выбирают по карточке «Вид». Колода карточек в руках ведущего. Он достает по очереди и показывает игрокам. Ребенок,который первым говорит «Беру», называет то, что изображено на рисунке и слово-обобщение. Заем он забирает карточку и прикладывает к своей карточке «Вид». Побеждает тот, кто соберет первым максимальное количество карточек своего вида.

«Назови» Карточки «Слова-обобщения» Расширение, закрепление словаря Ребенок отбирает картинки в соответствии с Видом или Родом. Взрослый предлагает назвать, что изображено на картинках.

«Много слов» Карточки «Слова-обобщения» Расширение, закрепление словаря Дети подбирают ряд прилагательных, глаголов к изображению. Карточка отдается тому,кто подобрал больше слов.

«Составь предложение» Карточки «Слова-обобщения» Составление и распространение предложений Ребенок собирает цепочки обобщений. Взрослый предлагает составить предложения с использованием получившегося иллюстративного ряда.

«Составь сказку по картинкам» Пазлы «Сказки» Закреплять навык составлять сказочный рассказ по серии картинок. Дети подбирают последовательно картинки к сказке. Побеждает тот, кто быстрее справиться с заданием.

Игру можно дополнить кратким рассказом по картинкам.

«Какой? Какая?» Карточки «Слова-обобщения», карточки «Антонимы» Учить согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус. Картинки с изображением овощей и фруктов. Воспитатель спрашивает:

— Морковь (какая (оранжевая); огурец (какой… (зеленый). и т. д.

«Весёлый счет» Карточки из набора «Слова «Один-два-много» Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Таким образом, программно-дидактический комплекс «Речь : плюс» является эффективным средством развития способности к речевому самовыражению, коммуникации, повышения интереса к речи и устному общению, что позволяет ребенку:

Проявлять радость от говорения, взаимопонимания, выражать интерес к общению, диалогу;

Расширить свой словарный запас за счет слов из всех сфер жизнедеятельности;

Научиться с помощью речи объяснять способы решения задач и проблем в разных образовательных областях и в повседневной жизни;

Научиться выражать речевыми средствами взаимосвязи явлений и причинно-следственные отношения;

Развить способность к диалогу, приобрести навыки культуры речевого общения.

Литература:

1. Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования. ФОП ДО – М. : Сфера, 2023.

Публикации по теме:

Изучение ПДД в ДОУ с использованием программно-аппаратного комплекса «Колибри»Изучение ПДД в ДОУ с использованием программно-аппаратного комплекса «Колибри» Цели: формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах с помощью программно-аппаратного комплекса «Колибри. ПДД"; создание.

Конспект занятия по развитию связной речи для старших дошкольников «Составление описательного рассказа «Животные жарких стран»Конспект занятия по развитию связной речи для старших дошкольников «Составление описательного рассказа «Животные жарких стран» Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа «Животные жарких.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи старших дошкольников средствами программно-дидактического комплекса «Речь: плюс»
Опубликовано: 2 июня 2024 в 15:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи старших дошкольников средствами программно-дидактического комплекса «Речь: плюс»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шипицына (УИ 493872) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД