Анна Шипицына
Развитие связной речи старших дошкольников средствами программно-дидактического комплекса «Речь: плюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи старших дошкольников средствами программно-дидактический комплекса «Речь : плюс»
Шипицына Анна Петровна, воспитатель высшей категории
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида №67 (г. Сочи)
Публикация «Развитие связной речи старших дошкольников средствами программно-дидактического комплекса „Речь: плюс“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
В статье автор рассказывает о применении, в качестве комплекса дидактических игр, в своей практической деятельности (в области развития речи) программно-дидактического комплекса «Речь : плюс».
Ключевые слова: развитие речи, дошкольный возраст, игра, общение, обогащение, культура.
В дошкольном возрасте освоение речи как средства общения является центральной линией развития ребенка, так как меняет его отношение к окружающей действительности. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым ребенок уточняет свои представления об окружающей действительности [1].
Согласно ФОП ДО основные задачи в области речевого развития в части связной речи являются :
-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.
-Поддерживать стремление детей рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях;
-Пересказывать небольшие сказки и рассказы; составлять по образцу небольшие рассказы о предмете, игрушке, по содержанию сюжетной картины.
-Воспитывать культуру общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, детей по группе.
-Использовать формулы речевого этикета при ответе по телефону, при вступлении в разговор с незнакомыми людьми, при встрече гостей.
-Развивать коммуникативно-речевые умения у детей (умение вступить, поддержать и завершить общение, умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения (сказки, рассказы) без помощи вопросов педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей, формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок, составлять письма; составлять рассказы из опыта.
-Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме, предложенной педагогом. средства раскрытия образа; ритм в поэтическом тексте; рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению);
-Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное чтение по ролям в инсценировках; пересказ близко к тексту);
-Развивать образность речи и словесное творчество. [2]
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется нами во всех видах деятельности, в разных формах – как на специальных занятиях, так и вне их.
Для этого используются следующие приемы:
• работа над составлением рассказа — описания;
• работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
• работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
• работа над пересказом;
• работа над самостоятельным рассказом.
Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.
Основными средствами развития связной речи являются :
• беседы;
• дидактические игры;
• театрализованные игры.
Наибольший эффект работы по развитию речи достигается, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр в моей практике саду является программно-дидактический комплекс Речь : плюс
Данный комплект позволяет полноценно, грамотно, эффективно и занимательно развивать речь детей дошкольного возраста; охватывает все направления речевого развития; предусматривает сопутствующий материал для речевого развития; позволяет гибко использовать материал при проектировании образовательного процесса в ДОО.
«Речевые кубики», входящими в этот комплект, помогают в том, детям заговорить – легко и выразительно, грамотно и с удовольствием. Для этого должна сформироваться база: активный словарный запас, грамматический строй речи, интонационная выразительность, умение выстроить последовательность и, что немаловажно, желание и смелость высказываться. В «Речевых кубиках» заложены все эти возможности.
В наборе 10 кубиков четырех цветов: красные, синие, зеленые, оранжевые. На гранях кубиков – условные изображения, которые задают определенную смысловую и речевую направленность.
Смысловая направленность (7 кубиков) :
Красные:
Семья (возраст, пол)
Профессии
Незнакомцы (персонажи из незнакомого мира)
Синие:
Время суток и погода
Место действия
Зеленые:
Волшебные предметы
Транспорт
Все кубики отражают разные части речи, 3 кубика (оранжевые) обозначают: пространственные предлоги, эмоции, выразительность речи.
Цвет кубиков задает разную направленность в зависимости от поставленных задач. Например:
Связная речь. Цвета кубиков структурно организую высказывание: красные кубики – начало, зеленые – середина, синие – конец.
Грамматика. Цвет кубиков используется для составления предложения: красные кубики – «кто?», зеленые – «что?» и «что делает?», синие – «когда?» и «где?», оранжевые – «как?».
Карточки «Слова обобщения», основная задача-знакомство со словами-обобщениями и закрепление их употребления; расширение словарного запаса. Всего в наборе 130 шестиугольных карточек с картинками и обобщающими понятиями. В наборе три больших блока карточек: "Мир животных", "Мир растений", "Мир предметов". В каждом из них по 6 "видов". Шестиугольные карточки с картинками складываются в "соты-обобщения" или "ромашки". Можно собрать все шесть карточек с игрушками вокруг центральной карточки "игрушки" - получится красивая "ромашка-обобщение". Большая радость для маленьких игроков - выложить одновременно все 18 "ромашек", насколько хватит места на столе или на полу. Примеры дидактических игр представлены в таблице 1.
Таблица1
Дидактические игры для развития речи дошкольников средствами программно-дидактический комплекса «Речь : плюс»
Название игры Материал Цель Инструкция
«Кто ты?» Красные кубики Улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить, расширение индивидуального словаря. Кидаем кубик ребенку (любому из гостей, он рассказывает о персонаже, который ему выпал. Передает кубик следующему.
«Что наденем?» Синие кубики «Время суток. Погода». Активизировать словарь по теме «Одежда», закреплять знание частей суток и состояния погоды. Кидаем кубик ребенку (любому из гостей, он рассказывает, что наденет, исходя из того, что выпало на кубик.
«Ездит – плавает – летает». Зеленые кубики «Транспорт».
Активизировать словарь по теме «Транспорт», закреплять умение использовать глаголы в связной речи. Дети перебрасывают друг другу кубик, по выпавшей грани ребенок должен показать «ездит», «плавает» или «летает» этот вид транспорта.
«Что где» Все кубики Закрепление навыков употребления в речи предлогов. Дети по очереди бросают кубик и называют предлог, выпавший на кубике. Затем называют предмет в комнате, который расположен так же, как точка (шарик) на выпавшей схеме.
«Составь предложение и произнеси его выразительно!». Все кубики
(«Семья» + «Транспорт» + «Место действия» + «Выразительность речи») Формирование грамматического строя речи старших дошкольников.
По очереди бросают кубики и составляют предложения по выпавшим изображениям, произносят его с интонацией, выпавшей на оранжевом кубике!
«Собери «Вид» Карточки «Слова-обобщения»- «Вид» по числу игроков и карточки «Слово» к ним Формирование видовых обобщенных понятий и закрепление их в речи Игроки выбирают по карточке «Вид». Колода карточек в руках ведущего. Он достает по очереди и показывает игрокам. Ребенок,который первым говорит «Беру», называет то, что изображено на рисунке и слово-обобщение. Заем он забирает карточку и прикладывает к своей карточке «Вид». Побеждает тот, кто соберет первым максимальное количество карточек своего вида.
«Назови» Карточки «Слова-обобщения» Расширение, закрепление словаря Ребенок отбирает картинки в соответствии с Видом или Родом. Взрослый предлагает назвать, что изображено на картинках.
«Много слов» Карточки «Слова-обобщения» Расширение, закрепление словаря Дети подбирают ряд прилагательных, глаголов к изображению. Карточка отдается тому,кто подобрал больше слов.
«Составь предложение» Карточки «Слова-обобщения» Составление и распространение предложений Ребенок собирает цепочки обобщений. Взрослый предлагает составить предложения с использованием получившегося иллюстративного ряда.
«Составь сказку по картинкам» Пазлы «Сказки» Закреплять навык составлять сказочный рассказ по серии картинок. Дети подбирают последовательно картинки к сказке. Побеждает тот, кто быстрее справиться с заданием.
Игру можно дополнить кратким рассказом по картинкам.
«Какой? Какая?» Карточки «Слова-обобщения», карточки «Антонимы» Учить согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус. Картинки с изображением овощей и фруктов. Воспитатель спрашивает:
— Морковь (какая (оранжевая); огурец (какой… (зеленый). и т. д.
«Весёлый счет» Карточки из набора «Слова «Один-два-много» Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
Таким образом, программно-дидактический комплекс «Речь : плюс» является эффективным средством развития способности к речевому самовыражению, коммуникации, повышения интереса к речи и устному общению, что позволяет ребенку:
Проявлять радость от говорения, взаимопонимания, выражать интерес к общению, диалогу;
Расширить свой словарный запас за счет слов из всех сфер жизнедеятельности;
Научиться с помощью речи объяснять способы решения задач и проблем в разных образовательных областях и в повседневной жизни;
Научиться выражать речевыми средствами взаимосвязи явлений и причинно-следственные отношения;
Развить способность к диалогу, приобрести навыки культуры речевого общения.
Литература:
1. Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования. ФОП ДО – М. : Сфера, 2023.