Юлия Шатовкина
Развитие связной речи дошкольников с нарушениями зрения с применением наглядного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие активного словаря является одной из главных задач речевого воспитания детей. Активный словарь – высшая форма речемыслительной деятельности, который определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.). (Психол разв ребенка
Овладение активным словарем составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. отмечают сложную организацию активного словаря и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба).
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
В процессе развития речи, как психической функции, у слепых и слабовидящих проявляется некоторая специфика, обусловленная утратой или сужением зрения. Речь ребенка с нарушениями зрения развивается в разных условиях по сравнению с нормально видящими детьми. Речевые нарушения могут усиливаться под влиянием зрительного дефекта, снижается компенсаторная роль речи.
Вербализм является весьма характерной чертой слепых и слабовидящих. Л. С. Выготский (психология) писал, что вербализм и голая словесность не пустила таких глубоких корней, как в тифлопедагогике. Рассказы слабовидящих детей, и в частности, описания ими конкретных явлений, ситуаций, предметов, нуждаются в конкретизации.
С трудностями в формировании связной речи у дошкольников с нарушениями зрения сталкиваются большинство педагогов. По этой причине уместно говорить о проведении коррекционной работы с помощью наглядных пособий, технических средств, а также применения предметно-практических приемов добывания информации об окружающем мире. Эти методы помогут преодолеть такие проблемы, как недостаточность описательной стороны речи, отсутствие развернутых высказываний у слабовидящих дошкольников.
Проблемы содержания и методов обучения речи в детском саду плодотворно разрабатывались A. M. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др. (ушакова)
Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе является одним из эффективных методов преодоления проблем связной речи у слабовидящих дошкольников. Наглядное моделирование в дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева [10] предлагает метод наглядного моделирования, представленный сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко [41] – предметно-схематическими моделями, Л. Н. Ефименкова [15] – схемой составления рассказа.
Опираясь на остаточное сохранное зрительное восприятие и наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов. Также важно отметить, что включение наглядных моделей в процесс обучения формирует и совершенствует умственные способности дошкольников, активизирует лексический запас ребёнка. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов.
Продуктивным, на взгляд Т. И. Кудровой [21], является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом развития связной речи.
В процессе работы над умением составлять рассказ по определенной сюжетной линии логопед может использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Название предлагаемых логопедом наглядных опор напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.
Т. А. Ткаченко [41] считает, что ориентиром для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания. Можно использовать абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения ( геометрические формы: кружок - начало рассказа, прямоугольник - основная часть, треугольник - концовка). Функции заместителям детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки - заместители.
Таким образом, активизация словаря у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения будет проходить более эффективно, если использовать в коррекционной работе по развитию связной речи наглядное моделирования.