Ольга Осипова
Развитие связной речи детей в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи детей в онтогенезе важно знать родителям, чтобы вовремя заметить у ребёнка речевые нарушения, а также педагогам в детском саду для правильной организации занятий по развитию речи детей.
Публикация «Развитие связной речи детей в онтогенезе» размещена в разделах
По мнению ряда исследователей (Ф. А. Сохина, Т. А. Ткаченко, Э. П. Коротковой, под связной речью следует понимать "развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно" (3, с. 114) Связная речь "обнаруживает все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя" (5, с. 10). По тому, как говорят дети, можно судить об уровне их речевого развития.
В широком смысле онтогенез - это процесс развития индивида. В психологии онтогенез рассматривается как формирование основных структур психики индивида в течение его детства, а речевой онтогенез, соответственно, - как формирование речи ребёнка. Развитие всех психических функций и речи происходит у ребёнка одновременно.
В речевом онтогенезе ясно прослеживаются социальные явления: дети усваивают тот язык, который им дает окружающая среда. Языковые нормы регулируются и поддерживаются социумом. С другой стороны, речь младенца развивается по своим автономным биологическим законам, не зависящих от желаний окружающих. Эти законы тесно связаны с работой мозга младенца. (4,с. 146)
Процесс онтогенеза языка в младенчестве отличается выраженным единообразием и устойчивостью своих этапов. Языковые новообразования ребёнка легко обнаруживаются, так как каждый язык представляет собой строго определенную систему, и всегда можно заметить отклонения от нормы.
Первая вокализация в виде крика и плача, гуканье, гуление и лепет 2-6-тимесячного ребёнка, младенческий разговор-пение 8-10-тимесячного малыша - это дословесные знаковые формы. Эти проявления носят черты спонтанных процессов, протекающих при минимально достаточных внешних условиях. В 9-12 месяцев у ребёнка появляются первые детские слова с типично своеобразной семантикой, часто отличной от взрослых. Последующие 6-8 месяцев наступает пора "взрыва" - активное накопление словаря. Комбинирование слов возникает в 12-24 месяцев.
В 2,5 года при построении предложений у ребёнка обнаруживается способность к изменению форм слов (падежных, временных). С этого же времени начинается детское словотворчество, самопроизвольное образование новых слов, продолжающееся обычно до школьного возраста.
К 4-м годам психически здоровые дети практически правильно говорят на родном языке: имеют значительный объем словаря, употребляют вопросительные, отрицательные и другие грамматические формы.
Закономерности овладения ребёнком различными сторонами родного (русского) языка наиболее полно исследованы А. Н. Гвоздевым. Он выделил три периода развития речи ребёнка в онтогенезе.
Первый период предложений, состоящий из "аморфных слов-корней" (лепетных слов). Этот период делится на два этапа: "время однословного предложения" (1 год 3 мес. - 1 год 8 мес.); "время предложений из нескольких слов-корней" (1 год 8 мес. - 1 год 10 мес.)
Второй период - это период усвоения грамматической структуры предложения. Он имеет три этапа: "время формирования первых форм" (1 год 10 мес. - 2 года 1 мес.); "время использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов : падежные окончания существительных, личные окончания глаголов" (2 года 1 мес. - 2 года 3 мес.); "время усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений" (2 года 3 мес. - 3 года)
Третий период - период усвоения морфологической системы русского языка (3 года - 7 лет) (1,С. 22-25).
Первый период характеризуется тем, что ребёнок начинает соединять отдельные аморфные слова-корни в двусоставные предложения. Во втором периоде происходит активное накопление словаря (до 87 слов-названий предметов, а также усвоение грамматической структуры предложения. В конце третьего периода происходит совершенствование всех сторон языка, развивается связная речь.
Так, у детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня:
- в диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом;
- проявляется умение детей вычленять наиболее существенное в предмете или явлении;
- дети более активно участвуют в беседе;
- развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании;
- появляется умение довольно последовательно и чётко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему;
- творческое рассказывание (придумывание концовки сюжета, сочинение своей сказки) развито на довольно высоком уровне.
Таким образом, речевой онтогенез проходит в строгой последовательности развивающихся речевых умений ребёнка от рождения до 7 лет, хотя это не отрицает существования индивидуальных различий в сроках развития и его качественном своеобразии.
Литература:
1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1990.
2. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) : Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М. ,1997
3. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. Т. В. Волосовец. М., 2002
4. Румянцева И. М. Об обучении взрослого человека иноязычной речи по модели естественного развития речи в онтогенезе //Румянцева И. М. Психология речи и лингвистическая психология. М., 2004.
5. Шашкина Г. Р. и другие. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. М., 2003.