Салтанат Баймуратова
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Публикация «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др. Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным
Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в младшей группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей старшего дошкольного возраста. Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М. М. Алексеева, А. Н. Гвоздев, М. М. Кольцова, Г. М. Лямина, О. С. Ушакова, К. И. Чуковский, Д. Б. Эльконин, В. И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А. М. Леушина, А. М. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин).
В научно-методической литературе содержатся противоречивые данные о возможности использования сюжетных картинок в обучении рассказыванию детей четвёртого года жизни. Так, ряд педагогов считает, что детям данного возраста при обучении рассказыванию необходимо предлагать лишь одну сюжетную картинку, так как рассказывание по серии сюжетных картин им недоступно (А. М. Бородич, В. В. Гербова, Э. П. и др.).
В исследованиях же О. С. Ушаковой, а также работах, выполненных под ее руководством, доказывается, что уже в младшей группе детского сада возможно использование серии сюжетных картинок при обучении рассказыванию, но их количество не должно превышать трех.
Учитывая наличие разных точек зрения на вопросы изучения и развития связной речи детей, в перекрестных экспериментах проверяли особенности связных высказываний детей в зависимости от ситуации общения.
Цель исследования – изучение развития связной речи у детей дошкольного возраста.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить понятие связной речи и ее значение для развития ребенка;
3. Выявить особенности развития связной речи в дошкольном детстве;
4. Проанализировать задачи и содержание обучения связной речи;
5. Охарактеризовать методические рекомендации разных авторов по развитию связной речи, в частности с использованием картинок.
6. Экспериментально проверить результативность использования разработанной технологии в процессе развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является связная речь у детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования – развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста повышается, если: методика по развитию речи базируется на художественных иллюстрациях, картинках.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, лингвистической, психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; наблюдение, беседа, анализ планов воспитательно-образовательной работы воспитателей; педагогический эксперимент; метод анализа продуктов деятельности детей (схемы, рисунки и др.); статистические методы обработки данных.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие дети детского сада младшего дошкольного возраста. (26 чел.).
Структура работы. Данная работа по самообразованию состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 42 источника и приложения.
Итак, в ходе работы были раскрыты следующие вопросы: понятие связной речи и ее значение для развития ребенка; особенности развития связной речи в дошкольном детстве; задачи и содержание обучения связной речи; методические рекомендации разных авторов по развитию связной речи, в частности с использованием картинок.
Экспериментальная часть работы показала, что дети младшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования картинок. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний. Их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.