Миляуша Шакирова
Развитие связной речи с помощью стихотворных форм. Из опыта работы воспитателей по обучению татарскому языку
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи через стихотворные формы
Из опыта работы воспитателей по обучению татарскому языку :
Шакировой Миляуши Габдулхаковны
Мухаметшиной Миляуши Данифовны
1. Вводная часть.
Публикация «Развитие связной речи с помощью стихотворных форм, Из опыта работы воспитателей по обучению татарскому языку» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика Татарстан
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи о работе воспитателя
- Татарский язык. Материалы для изучения татарского языка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2019
Как сделать общение на языке захватывающим, интересным, увлекательным? Ответ на вопрос прост: за счет использования интересных форм работы, необычных фактов. Наша задача заключается в том, чтобы развить мышление ребенка, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа. С самого раннего детства дети начинают учить стихи.
2. Основная часть.
В последнее время лингвисты и филологи предлагают огромное количество методик изучения татарского языка, как традиционных, так и абсолютно уникальных и инновационных. Большинство методик сориентировано на то, чтобы, в первую очередь, обогатить словарный запас.
Один из самых популярных методов изучения лексики - с помощью стихотворений. Этот метод мы широко применяем на занятиях. С детьми разучиваем много стихотворений, считалок, песен и загадок с целью быстрого и легкого запоминания слов.
Эта методика дает прекрасные результаты. Безусловно, с помощью стихотворений нельзя изучить все аспекты языка, однако, такой метод - прекрасное подспорье в освоении некоторых разделов, например, лексики, фонетики и аудирования. А именно расширяется словарный запас, улучшается произношение, развивается самое ценное качество - способность понимать устную речь.
Заучивание стихотворений на татарском языке может представлять некоторую сложность. Для облегчения запоминания есть несколько рекомендаций:
• Маленьким детям трудно сразу учить стихотворение полностью на татарском языке. Им легче выучить русский с элементами татарского.
• В рифме новые слова запоминаются намного быстрее, так как после заучивания у ребенка в голове еще долго будут прокручиваться строки из стихотворения.
• Не забудьте, что для детей необходима наглядность.
Можно превратить заучивание стиха в веселую игру.
К каждой строчке можно придумать определенное движение, а потом разучить стих вместе с ребенком.
• Веселый стишок, который очень просто запомнить даже самым маленьким детям. Обратите внимание ребенка на картинки и по-татарски назовите предметы, изображенные на них, так ему легче будет запомнить новые слова.
(Слайд № 2)
Плачет куколка - курчак,
Стала грязной – пычрак.
Вот тебе водичка-су,
Ты лицо помой-ю!
Стала чистой – чиста
Очень чистой –бик чиста!
(Слайд № 3)
Игрушек много-кп
Это мячик - туп!
Еще красивый домик-й,
В котором живет кошка-песи.
А вот серый волк-бре,
Ежик-керпе,лиса –тлке.
Забыли мишку-аю,
Я его тоже люблю!
При заучивании стихов активно пользуемся интерактивной доской.
В подготовительной группе для занятий используем следующие презентации, которые очень нравятся детям.
(Слайд № 4,5,6,7)
«Циркка барабыз»
Циркка билет алдык,
Берглп анда бардык.
Циркта бик келле,
нлеклр анда трле.
Аю бии матур кйг,
куяннар сикер.
Тлкелр д йгер,
Бре д улый бел.
Циркта зур тамаша,
Сез д барыгыз шунда.
(Слайд № 8,9)
«Урманда зарядка»
й,куяннар,тлкелр,
Аю,бре,керпелр!
Килегез сез бирег,
Зарядка ясыйк берг!
Куян сикер шулай,
Бре йгер болай.
Аю да атлап бара,
Керпе дус куллар чаба!
Тлке д шат келле,
Бии,крегез ле!
Безне хллр бик йбт,
Урманда яш рхт!
А эти презентации для средней группы:
(Слайд № 10-15)
«Ю»
Пычрак бит, пычрак кул,
М су,тизрк ю.
Син Максим чиста бул,
М су, бит, кул ю!
ти юа, юа, юа-
“Улым, бул чиста!
Мен таз, мен су,
Ю, ю, ю, ю! ”
Мин юынам, юынам,
Чиста суны яратам!
Чиста малай!
Матур малай!
Зур малай!
йбт малай!
Основное преимущество интерактивной доски – наглядность и интерактивность.
Она оказывает одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия – слух и зрение, что позволяет достичь гораздо большего эффекта. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию детей. Дети не только получают важную и нужную информацию, но и испытывают очень сильные положительные эмоции, такие как удивление, восторг, радость.
Возможности применения компьютерных средств в обучении овладения аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности велики.
А сейчас посмотрите как мы используем на практике стихотворные формы по темам “Гаил”, “Ашамлыклар”, “Савыт-саба”.
Видео Илюша
Утыр ле син, Илюша,
Тмле ботка аша син.
М – кашык, м – тлинк,
Аша, Илюша, аша!
Песи ашый, эт ашый,
Илюша ашамый.
Авызыны ач ле,
Тмле ботка аша ле,
ни чен, ти чен,
би м бабай чен.
Син, Илюша, молодец!
Ботка бетте, крегез!
“ни, сиа зур рхмт!
Ботка тмле, бик йбт!
Следующий видеоролик для средней группы по теме “ Числа”
Один – это бер,
Ике – это два,
Три, конечно, ч!
Помни ты всегда!
А четыре как?
По татарски – дрт!
Биш, конечно, пять!
Помни, не забудь!
Для изучения новых слов, мы используем не только интерактивную доску, но и различный наглядный материал. Например в старшей группе по теме
“Цвета” учим следующее стихотворение.
Желтый – сары тс,
Кояш тсе ул!
Зеленый – яшел,
Чирм тсле ул.
Синий – згр тс,
Белый –ак була,
Черное пятно –
Кара тап була.
Красная заря –
Кызыл та ата.
Мин бу тслрне
Барсын яратам!
В этом стихотворении ребёнок запоминает не только цвета, но и знакомится с новыми словами : солнце, трава, восход. Это стихотворение подходит для татарской группы.
Мы познакомились с некоторыми методами обучения стихотворений.
В работе были использованы : имитационные задания, интонирование фраз, использование картинок, презентации.