Шалбина Вера
Семинар-практикум для педагогов «Развитие диалогической речи детей с помощью стихотворных упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию диалогической речи.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Развитие диалогической речи детей с помощью стихотворных упражнений“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
1. Освежить знания педагогов о методах и приемах развития свободного общения у детей со взрослыми и сверстниками, приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения.
2. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование практических умений при обучении детей строить диалог.
Ход семинара-практикума :
Тема нашей встречи развитие диалогического общения дошкольников.
Что же такое диалогическое общение. Зачем люди вступают в речевое общение? (высказывания педагогов)
Диалогическое общение это когда беседуют два (и более) партнера на какую-нибудь тему.
Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие с партнером, при котором они уважают друг в друге личность, это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное — это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности.
Выделяются две основные сферы общения дошкольников — со взрослыми и со сверстниками.
Диалогическая форма общения наиболее естественна и привычная — не дана человеку от рождения. Ее осваивают так же, как и любой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером — носителем коммуникативной культуры. Многие специалисты пришли к выводу, что диалогу нужно учить (В. И. Яшина, А. А. Павлова, Н. М. Юрьева и др.). Диалог — это не просто бытовой ситуативный разговор, а богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид личностного взаимодействия, содержательное общение. Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым.
Умеем ли мы общаться с детьми?
Чтобы ответить на этот вопрос, сделаем следующее. На одном листе бумаги каждый из вас напишет ответ на вопрос «Что самое главное в диалогическом
общении воспитателя с ребенком?» (написать надо только одно предложение).
А пока давайте поговорим. Как мы понимаем партнерские отношения с детьми? Является ли партнерской обучающая позиция взрослого? (Зачитываются ответы на поставленный вопрос, после чего организуется обсуждение различных точек зрения).
- включение взрослого в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения;
А. Г. Арушанова предлагает обучать диалогическому общению в форме сценариев активирующего общения. Сценарий активизирующего общения может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, обследование предметов рассматривание игрушек, картин, предметов) — такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются задачи коммуникативного развития детей, но при этом целью педагога является пробуждение собственной речевой активности ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми — детской языковой и коммуникативной самодеятельности. Взрослый организует деятельность детей, и в процессе ее дети учатся, но при этом деятельность не выступает как форма обучения — это может быть досуг, развлечение и т. п.
Основное различие между обучающим занятием и сеансом (сценарием) активизирующего общения состоит в том, что в последнем случае взрослый выступает как партнер по общению. Это старший партнер, он более взрослый, более сильный, более умный. Но вместе с тем, это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от напряженныхситуаций (не отвечать на непонятные и неинтересные вопросы, не повторять за воспитателем то, что все уже слышали и т. п.). Педагога интересует прежде всего собственная инициативная речь маленького человека, диалоги между детьми, лингвистические эксперименты (словотворчество, рифмовки). Именно эта «несанкционированная» речевая активность выступает как программное содержание обучения.
В сценариях активизирующего общения выделяется ряд задач, которые являются уже традиционными для методики развития речи : обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи.
Как дети общаются друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос, задумаемся:
В какие режимные моменты, и в каких видах деятельности дети общаются друг с другом? Умеют ли они общаться? Какие у них возникают проблемы? Из-за чего и как происходят конфликтные ситуации? Почему так важно, чтобы дети общались друг с другом? Что дает ребенку диалог со сверстником? (Высказывания воспитателей.) Обобщая все сказанное выше, отметим: в диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.
А достаточно ли внимания и времени уделяется общению со сверстниками в методике развития речи? (Высказывания воспитателей) Какие формы и методы используете вы для развития диалога сверстников? Обобщая выступления участников семинара, можно сделать следующие выводы:
• Для развития диалога детей со сверстниками необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы.
• Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организация словесного коллективноготворчества (сотворчество); обучение диалогу : умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.
• К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.
• Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.
• Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера; задавать вопросы, вежливо высказывать предложения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.
Вернемся к проблеме обогащения содержания диалогического общения детей со сверстниками. Зададимся вопросом: что сегодня волнует детей, о чем они разговаривают между собой? Напишите, пожалуйста, на листах бумаги, На какие темы, по вашим наблюдениям, чаще всего дети общаются между собой? О чем договариваются? О чем рассказывают? О чем спорят? Что является причинами конфликтов между детьми?
Когда все воспитатели запишут свои ответы, ведущий семинара зачитывает их и устраивает обсуждение.
Обобщая ответы воспитателей, можно сказать, что детей волнует все, что происходит в их жизни и что они наблюдают сами (их личный опыт). дети рассказывают друг другу, кто где был в выходные дни, какие новые игрушки у них появились, обмениваются книгами, сообща рассматривают иллюстрации и обсуждают, рассказывают друг другу, кто какие мультфильмы и фильмы смотрел. В группе дети договариваются о распределении ролей, иногда спорят при выборе темы игры, распределении игрушек, атрибутов к играм.
Обмениваются впечатлениями о занятиях и играх, об игрушках и предметах, которые принесли с собой. Обсуждают также, кто кому нравится и почему, высказывают пожелания взрослым и сверстникам.
Как вы считаете, нуждаются ли дети в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками? Какой должна быть эта помощь? (Высказывания педагогов.) Да, чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Какие это условия? (Высказывания воспитателей.) Прежде всего для общения детей необходима предметно-развивающая среда (игровые зоны для самостоятельной деятельности детей; творческие мастерские, кабинеты, мини - библиотека, мини-театр, мини-школа и т. п., возможность уединяться, выбирать занятия по интересам, использовать многофункциональную мебель и модули для организации творческих игр с использованием предметов — заместителей.
Очень важны принятые в детском саду правила поведения, позволяющие детям самостоятельно пользоваться пособиями и игрушками, свободно перемещаться по всей территории. (Естественно, поставив в известность воспитателя и в отведенное для самостоятельной деятельности время.)
Обогащению жизненного опыта детей, а значит, содержанию их общения способствуют коллективные посещения театра, экскурсии и прогулки по достопримечательным местам района и города, чтение книг.
Одно из важных условий налаживания общения между детьми — организация гибкого режима занятий, работа педагогов с подгруппами детей.
Итак, чтобы общение детей было естественным, важно, чтобы они действовали и говорили под влиянием искренних чувств, по собственному побуждению. Но при этом необходимо, чтобы не было шумно, чтобы дети слышали друг друга и педагога.
Какие приемы вы используете для недисциплинарного привлечения и
удержания внимания детей? (Высказывания воспитателей.)
В дошкольной дидактике накоплен большой опыт недисциплинарного управления вниманием детей. Это и элементы ряженья педагога и детей, неожиданные и всевозможные сюрпризные моменты, прежде всего — неожиданные новые интересные действия педагога (рисование, внесение игрушек, особенно звучащих, двигающихся и плавающих, горящая свеча, новая организация пространства общения и т. д.).
А теперь поговорим о методах и приемах обучения детей диалогу со сверстниками. В методике развития речи (А. М. Бородич) обычно рассматриваются два основных метода развития диалога : разговор воспитателя с детьми и беседа.
Общение ребенка со взрослым является источником содержания диалога и примером способов его ведения.
Беседа отличается от разговора своей подготовленностью, продуманностью, масштабностью темы, содержания. Обычно беседы происходят организованно в виде особых занятий или фрагментов занятий.
Какие виды бесед вы используете на занятиях с детьми? Какова тематика бесед? Любят ли дети занятия-беседы? Легко ли удерживать внимание детей? Какими приемами вы привлекаете внимание детей к теме беседы? Какой основной прием ведения беседы? (Высказывания воспитателей.)
В дошкольной дидактике обычно выделяются беседы, предшествующие
экскурсиям и наблюдениям, подготавливающие восприятие (вводные беседы) и обобщающие (в ходе их воспитатель закрепляет знания детей об окружающем, о природе общественной жизни и т. д.).
Вспомним, диалог это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. Поэтому закономерно возникает еще один вид беседы, это светская беседа, т. е. свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера.
Взрослый рассказывает о каком-то событии из своей жизни, а дети под впечатлением от услышанного свободно высказываются, делятся своими впечатлениями. Возникает обмен чувствами. Взрослый и дети задают уточняющие вопросы, проявляя интерес к высказываниям собеседника.
Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают веселые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Итак, целью беседы в данном
случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.
С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым и совместный рассказ детей).
В совместном со взрослым рассказывании используется следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании
предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр.
В диалогическом взаимодействии детей эффективен прием драматизации. Он привлекает близостью к игре, использованием игрушек, элементов декорации, ряжения. Драматизацию можно включать в рассматривание картин, рисование. Очень оживляют занятие разнообразные пластические этюды, выполняющие роль двигательной паузы, физкультминутки.
Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.
Предлагается задание педагогам : придумать историю про медведя, у которого развалилось колесо (я начинаю сказку, а вы продолжаете, каждый по предложению) «Жил-был медведь…»
Детское словесное творчество тесно связано с игрой. Р. А. Иванкова предлагает интересный прием организации совместной игры-фантазии, игры-сочинения. Дети вдвоем сочиняют «кино». Первый кадр сочиняет — схематически рисует и озвучивает — первый ребенок, второй кадр развитие сюжета — его партнер, и т. д.
Предлагается задание педагогам : сочинить кинофильм на тему: «У зайца день рождения».
Особенно важными для развития диалогической речи имеет деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.
Дети, увлеченные игрой, сами осваивают новые средства и способы общения, которых им недостает, в которых они испытывают нужду. Поэтому развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре можно, но не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, обогащение знаний детей об окружающем (прежде всего о социальных отношениях, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами.
Театрализованные игры условно можно разделить на две подгруппы:
игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх. Для игр первой подгруппы характерна ориентировка на зрителя и установка на эстетическую ценность действия. Игры второй подгруппы разыгрываются для себя, «понарошку», не предполагают зрителя.
При подготовке спектакля большое внимание уделяется выразительности речи и движений детей. Отрабатываются дикция, интонация, громкость речи, способы игрового взаимодействия с партнером. Принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции, встает на точку зрения персонажа. Эти действия создают предпосылки для развития самодеятельного диалогического общения детей со сверстниками в нерегламентированных ситуациях, в повседневной жизни и сюжетно-ролевых играх.
Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используя куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом.
Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были мы
не скажем, а что делали покажем», «Садовник» и др.
Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.
Первое. Ориентировка на партнера, необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза. Это игры типа «Угадай по голосу» (угадать по голосу, кто позвал); «Что изменилось?» (внимательно рассмотреть запомнить внешность партнера и угадать, какие изменения в своем внешнем облике он произвел).
Второе. Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнера и готовность вовремя быстро ответить ему. Вспомним игру «Садовник». После слов «Все цветы мне надоели, кроме.» партнер должен откликнуться до
окончания счета «раз, два, три».
Третье. Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, которых заложены ритуалы (формулы) приветствия, прощания, обхождения, типа:
Гуси, гуси!
Га, га, га!
Есть хотите?
Да, да, да. И т. д.
Совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд предоставляют широкие возможности для налаживания диалогического общения детей. И даже тогда, когда ребенок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями, возгласами, выражает широкую палитру чувств и находит отклик в виде аналогичных проявлений партнера.
Изобразительная деятельность может быть совместной, когда дети создают общий продукт и взаимодействуют в процессе его создания: общее панно из отдельных индивидуальных работ-фрагментов (праздничная улица, созданная из отдельных домов; зимний лес, составленный из отдельных деревьев и т. п.); общая работа (например, «Сказочный замок» : каждый ребенок расписывал какую-то часть и рисовал персонажи, работал на одном листе, за одним мольбертом). Тогда изображение, как действие, выполняется индивидуально, а создание единого сюжета на одном пространстве дает основу для обсуждения этой новой целостности, для рассуждения, для общения.
Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со
сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.
В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино, маршрутные (лабиринтные, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы:
вишня — это фрукт? телевизор это мебель? дети учатся рассуждать, самостоятельно находить решение познавательных задач.
В процессе словесных дидактических игр парами обучающими моментами являются осознание игровых правил как правил общения, а также обогащение опыта взаимодействия со сверстником в ходе игр с правилами.
В завершение нашего разговора поиграем в игру «Закончи предложение».
Диалог — это когда говорят. диалог — это ожидание. диалог это путь к. Счастье это когда тебя. А сейчас сами придумайте начало предложения и найдите партнера для его завершения.