Татьяна Лимонова
Опыт работы по развитию связной речи у дошкольников с помощью мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное автономное учреждение детский сад «Сказка»
п. Магдагачи
у дошкольников
с помощью мнемотехники.
Лимонова Татьяна Александровна
воспитатель
2016г.
Сегодня я хочу поделиться с моим опытом работы по данной теме.
Публикация «Опыт работы по развитию связной речи у дошкольников с помощью мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
развитие связной речи у дошкольников с помощью мнемотехники.
На протяжении года я изучала и использую в своей практической деятельности, следующие воспитательные технологии : приемы и методы мнемотехники.
1 (Слайд)Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
Работая с детьми в старшей группы, я столкнулась с тем, что у детей плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ,с трудом запоминают стихотворный материал.
В связи с этим, я поставила перед собой задачу: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Я использую основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.
В данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
2 (слайд)Мнемотехника –технология развития памяти запоминания.
Структура мнемосхем приемы нужно использовать в младшем возрасте, чтобы выработать определенные навыки и умения, ввожу в обучающий процесс мнемоквадраты с цветным изображением,из которых составляем мнемодорожку для разучивания ( например : потешки, небольшого стишка) таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Используя приём совместного рассказа, пересказа уже знакомых сказок представляю таким образом: рассказываю сказку и одновременно показываю настольный театр,а затем дети включаются в повторный рассказ. Я начинаю фразу,дети продолжают,дети находятмпредметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки,раскладывают в правильной последовательности. Показываю иллюстрации,обращаю вниманиена героев сказки идети учатся описывать внешний вид, действия. Используя прием художественного слова (читаю потешки,песенки на тему сказки,после такой работы привлекаю обыграть.
Применяю мнемодорожки :ребенок называет предмет,его свойства,отношение к ниму. При пересказе литературных произвдений учу детей передовать выразительный разговор действующих лиц. Новый прием –диалог (дети рассказывают каждый свою часть,а затем соединяем в последовательности,не меняя местами.
Применяю мнемотаблицы и при заучивании стихотворений это облегчает запоминание дети вспоминают картинку,а затем слова.
3,4 (слайд) Особенно сложным является рассказы (детям предлагаю картинку с ограниченным количеством объектов для перехода от составления рассказа по сюжету)
При составлении описательного рассказа по предмету,в начале
Обращаю внимание на характерные признаки внешнего вида предмета (части,цвет,форму)и с детьми составляем рассказ. Заверщающий этап –самостоятельный рассказ ребенка. Также план работы при составлении описательного рассказа по картинам. В данный момент сейчас я работаю в средней группе и при составлении описательного рассказа применяю новый прием :элемент сравнения (например мяч круглый,как яблоко,красный как ягода).Как только дети научились составлять описательный рассказ о предмете,учу их составлять сюжетный рассказ по набору игрушек или схематичная мнемодорожка с изображением предметов. Игрушки и мнемодорожки подбираю так,чтобы не трудно наметить простую сюжетную линию. (в качестве упражнения).
В утренний отрезок времени работа с календарем природы (составлять описательный рассказ) .
5,6 слайд Скажу честно для работы с детьми я беру картинки из интернета,где сама зарисовываю для составления рассказов о сезонных изменениях об игрушках,овощах,птицах,животных,насекомых. Данные схемы помогают детям определить главные свойства и признаки,установит последовательность.
7-11слайд Создаю разнообразные дидактические игры. Вот некоторые из них.
Д/и «Один, много, чего не стало», Д/и «Сосчитай», Мнемодорожка «Ошибки художника», Мнемотаблица «Полёт скворца», Мнемодорожка «Птицы».
Результат моей деятельности можно судить по проведенному мониторингу. Сравнительная диагностика развития связной речи детей экспериментальной группы в период с 2012 г. по 2013 г. Показала, что уровень развития речи повысился на 25 %.
И свое выступление я хочу закончить словами известного педагога:
«Учите ребёнка каким-нибудь пяти
неизвестным ему словам, и он будет
долго и напрасно мучиться над ними,
но свяжите с картинками двадцать
таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К. Д. Ушинский