Ирина Яворская
Консультация для родителей «Развитие связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребёнка. Общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми. Тем активнее он развивается психически, поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Очень важно стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Для этого вовсе не обязательно проведение каждодневных занятий. Речевые навыки можно развивать и в свободном общении с ребёнком, в творческих играх.
Используйте для этого то, что ваш ребенок видит вокруг – в детском саду, дома, на улице. Когда вы вместе с ребёнком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы. Например: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?. Далее, можно спросить: «Какой он? Так, Вы, побуждаете ребёнка называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. Например: «Вот автомобиль, а что у него есть?» - (Руль, сиденья, дверцы, колёса, мотор) - «А что есть у дерева?» - (Корень, ствол, ветки, листья)».
Названия свойства предметов закрепляются и в словесных играх.
Спросите у ребё нка: «Что бывает высоким?» - (Дом, дерево, человек, «А что бывает выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда? Или: «Что бывает широким?» - (Река, улица, лента) А что шире – ручеёк или река? Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлечённых слов «высота», «ширина» и т. д.
Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов. Например: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твёрдым? Круглым? И т. д. Само собой разумеется, для развития речи дошкольника идущего в школу, трудно переоценить значение художественной литературы. Чтение произведений обогащает ребёнка, развивает его связную речь, учит пониманию значения слов.
Научиться пересказывать ребенку хорошо помогает пересказ. Например: Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед …», а ребёнок её заканчивает: «и баба», взрослый – «Попросил дед бабу.», ребё нок: «испеки мне колобок» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам:
Например: «Кого встретил Колобок?»(Зайчика, «Какую песенку Колобок ему спел?» (Ребёнок поёт) и т. д. Когда ребёнок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом.
Просматривая фильмы или посещая театр, предложите ребенку рассказать, что он видел, передать сюжет.
Памятка для родителей.
1. Как можно больше времени проводите с детьми. Играйте с детьми. Там, где родители и дети чем-то занимаются вместе, легче установить контакт.
2. При разговоре с ребёнком слушайте его внимательно, не перебивайте. Будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений. Объясняйте задание просто и понятно, при этом проявляйте и свой интерес.
3. Развивайте любопытство и воображение, поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы. Поменьше критикуйте и поправляйте ребёнка. Замечания делайте с юмором.
4. Радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду. Похвала, поцелуй или рукопожатие – отличное поощрение.