Кристина Кожан
Развитие связной монологической речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речь начинает формироваться и развиваться в раннем детском возрасте в процессе общения с окружающими людьми. Она играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения. Развитие речи заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами. Правильность и своевременность процесса развития во многом зависит от речевой среды и практики, воспитания и обучения.
Публикация «Развитие связной монологической речи» размещена в разделах
Речевое развитие делится на несколько этапов, на каждом из которых ребенок осваивает определенные умения и навыки. Актуальность данной темы состоит в том, что своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.
К началу школьного обучения у многих дошкольников выявляется низкий уровень развития связной монологической речи. Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
Рекомендации родителям по развитию монологической речи :
1. Больше разговаривайте с ребенком, даже, если вам кажется, что он еще очень мал и не может вам ответить. Не заменяйте живое общение просмотром мультфильмов, компьютерными играми, даже, если они развивающего характера.
2. Расширяйте кругозор ребенка, рассказывайте ему об окружающем мире. Ваш рассказ будет служить ему ориентиром, образцом для подражания, лучшее средство обучения – пример. Если ребенка не считают собеседником, он превращается в «буку» и молчуна.
3. Побуждайте его к рассказыванию, не увлекайтесь диалоговой формой речи. В общении с ребенком избегайте вопросов, предполагающих односложный ответ (да, нет). Формулируйте вопросы так, чтобы ребенок что – то рассказал. Например, из разговора мамы с ребенком: «У вас занятие было? (да). Книжки читали? (да)». лучше спросить так: «Чем вы сегодня занимались? О чем читали книжку?».
4. Вспомните добрые русские сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка – ряба» и т. д. Многие современные дети их не знают вообще. Вспомните свое детство, ведь все мы с раннего возраста их пересказывали, научите собственных детей этому.
5. Просите ребенка рассказать о своем рисунке или сами нарисуйте сюжет, а историю придумаете вместе.
6. Пусть ребенок расскажет содержание просмотренного мультфильма («Жаль мне не удалось посмотреть, расскажи мне, пожалуйста, о чем мультфильм»).
7. Обсуждайте с ребенком взволновавшие его события, понравившуюся книжку, праздники и т. д.
8. Пусть ребенок расскажет Вам сказку на ночь.