Екатерина Кузнецова
Развитие связной монологической речи детей 3–4 лет в процессе рассказывания по игрушкам
▼ Скачать
Подготовила: воспитатель Синько Екатерина Леонидовна
1 ЧАСТЬ
Введение
Актуальность данной темы связана с тем, что у детей младшей дошкольной группы сложно формируются навыки связного изложения своих мыслей, описания испытываемых эмоций, демонстрации имеющихся знаний и использования пассивного словарного запаса.
Публикация «Развитие связной монологической речи детей 3–4 лет в процессе рассказывания по игрушкам» размещена в разделах
- Игрушки. Рассказывание, составление рассказа
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Существует множество исследований по развитию связной речи у детей в работах : Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.
Связная речь – это единое целое, логически и грамматически выстроенное построение, обладающее связанностью и законченностью мысли, поясняющие суть излагаемого предмета.
Требования к речевому развитию детей дошкольного возраста описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) : речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Согласно требованиям ФГОС работа над речевым развитием дошкольников в условиях ДОУ начинается с работы над связной монологической речью, она зависит от выбранных форм работы, индивидуальных особенностей детей, специфики и оснащенности дошкольного учреждения, компетентности педагога [10].
Монологическая речь является видом речи, когда ребенок создает собственную синтаксическую конструкцию, которая ёмко и грамотно передает смысл идеи, эмоционально окрашена, дает более точные характеристики описываемых предметов, она зависит от индивидуальных особенностей личности и познавательной активности ребенка.
Предметы и игрушки — это традиционное средство обучения детей рассказыванию (составлению монологов). Под понятием «предметы» целесообразно понимать те объекты окружающего детей мира, которые могут быть использованы в процессе обучения детей монологической речи. К ним относятся предметы быта (посуда, одежда, мебель и др.) и природные объекты. Все они могут быть использованы в качестве: объектов описаний; действующих лиц повествований; объектом суждений и оценок в речи-рассуждении [3].
Игрушка сопровождает жизнь ребенка с самого рождения, она является одним из самых первых объектов познания окружающего мира и сопровождает его многие годы.
Ребенок познает мир с помощью сказок, историй, игрушек, в которых воплощает сказочных героев. Обучаясь пониманию игрушки, ее роли в повествовании, ребенок учится конструировать связную мысль, излагать историю игрушки, воплощает воображаемые действия игрушки, используя для этого монологическую конструкцию речи и пассивный словарный запас.
Игрушка для детей младшего дошкольного возраста играет наиболее значимую роль в связи с превалированием сенсорного восприятия в данной возрастной группе. Игрушку можно потрогать, повернуть, понять ее сущность и составить рассказ о ее предназначении, описать ее особенности, обозначить ее применение.
Ребенок дифференцировано подходит к составлению рассказа по игрушке, используя известные ему эпитеты, характерные именно для этого объекта и интеллектуального развития ребенка данного возраста.
Объект исследования: развитие связной монологической речи детей 3-4 лет.
Предмет исследования: рассказывание по игрушкам как средство развития связной монологической речи детей 3-4 лет.
Целью работы является: определить роль рассказывания по игрушкам в процессе развития связной монологической речи детей 3-4 года.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие связной монологической речи, развитие ее в онтогенезе.
2. Рассмотреть возможность развития связной монологической речи при работе с игрушками.
Методы исследования: теоретические; анализ психолого-педагогической литературы по исследованной проблеме; обобщение педагогического опыта.
ГЛАВА 1. Научно - теоретические основы развития связной монологической речи детей дошкольного возраста
1.1. Понятие связной монологической речи и ее роль в развитие ребенка
Если язык – это система знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь.
В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму (в том числе внутреннее проговаривание – внутренняя речь) или письменную. К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста, фиксируемого памятью или письмом [7].
Ребенок, впервые переступивший порог детского сада, уже может говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения мыслей, впечатлений, чувств: для этого ему не хватает слов. Само по себе посещение детского сада расширяет возможности речевого развития детей. Под руководством педагога они наблюдают явления природы, трудовую деятельность людей, общаются со сверстниками, слушают читаемые им воспитателем художественные произведения и т. п. Все это, конечно, обогащает личность ребенка, расширяет его знания и развивает его речь, но необходимо также работать над речью детей [11].
Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой [14].
Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Связная речь отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Связная речь — это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки [9].
Развитие связной речи - одна из приоритетных задач в учреждениях дошкольного образования. Необходимость и актуальность её разрешения обусловлена тем, что связная речь выполняет основную коммуникативную функцию в обществе, является средством познания, интеллектуального развития ребёнка, отражает все приобретения детей в области овладения языком и речью. Основная функция связной речи, коммуникативная, реализуется в двух основных формах — диалоге и монологе. Эти две формы связной речи отличаются лингвистическими и психологическими характеристиками. Ученые называют диалог первичной классической формой речевого общения. Особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого [2].
Монологическая речь — это относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его (если слушатели не знали раньше о предмете высказывания). Монологическая речь является активным и произвольным видом речи (говорящий должен иметь содержание и уметь в порядке произвольного акта построить на основе внеречевого содержания свое высказывание). Произвольность устной монологической речи предполагает умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые бы наиболее точно и полно передавали замысел говорящего. Владение связной монологической речью — одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые должны и могут быть учтены в процессе целенаправленного речевого воспитания [12].
По мнению Алексеевой М. М., Яшиной В. И. монологической речью является связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Монологическая речь несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны : литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания [15].
Монологическая речь возникает в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование понимания речи и развитие смысловых связей с раннего возраста. Развитие активной речи происходит в процессе беседы, рассматривания игрушек и картинок, причем период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи, в том числе и ее связности.
В своем труде Алексеева М. М. и Яшина В. И. обращают внимание, что в процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного).
Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.
Для достижения связности речи необходимы умения : понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно; отбирать содержание для своих рассказов, располагать его в определенной последовательности. Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (назначению, источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок.
В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов : описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты).
Описание - это характеристика предмета в статике. Структура описания «мягкая», вариативная. При описании важными являются лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков. Поэтому используются эпитеты, метафоры, сравнения. Для описания характерна перечислительная интонация. Дети описывают картинки, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей.
Повествование - это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях). Структура повествования жесткая, т. е. она требует определенной последовательности, не допускает перестановки (начало события, его развитие и конец).
Рассуждение - это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения. В рассуждении обязательны две смысловые части: первая - то, что объясняется или доказывается; вторая - само объяснение или доказательство. В его структуре выделяются тезис (обычно начальное предложение, доказательства выдвинутого тезиса и вывод-заключение. Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля.
В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них [6].
В детском саду детей обучают двум основным типам монологов —самостоятельному рассказу (ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно) и пересказу (материалом для высказывания служит художественное произведение) [8].
Важно, чтобы обучение родному языку было осознанным, осмысленным, так как на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений за языком, повышается уровень самоконтроля при построении высказывания [11].
1.2. Онтогенез развития связной монологической речи
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.
В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие, а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функции общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением [6].
На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Все это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей : зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения.
К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях; как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.
На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически мало оформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры. Отсюда эллиптичность в построении высказываний, остановки в начатом предложении.
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи : речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.
Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.
Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Совершенствуется и монологическая речь : дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры [15].
1.2. Задачи и средства развития связной монологической речи в младшем дошкольном возрасте
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.
Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь.
Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок [4].
Взаимосвязь всех сторон речи (воспитания звуковой культуры, формирования грамматического строя, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи. Развитие связной речи проводится в различных видах непосредственно образовательной деятельности по пересказу литературных произведений, рассказыванию по картине и об игрушке [14].
Необходимо создавать условия для возникновения мотива речи, а также для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку. Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка. Это бывает в непринужденной, естественной обстановке общения. Таким образом, педагог должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми на занятиях к естественным условиям [12].
Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания. Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания) [15].
Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей. Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи. В программе прослеживается перспективность развития речи детей. Это означает, что на каждом этапе обучения закладываются основы того, что будет развито на последующем этапе. Программа детского сада создает перспективы для развития детей в школе.
В программе «От рождения до школы» указано, что необходимо развивать диалогическую форму речи, что дает возможность подготовить детей к дальнейшему развитию связной монологической речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдение за животными объектами; после просмотра спектаклей мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом и сверстниками: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего.
Учить интересно рассказывать, делиться своими впечатлениями с воспитателями, родителями и сверстниками. Побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок [5].
В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.
В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Ушаковой и других показана роль рассказывания в развитии связности детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. Выделены и апробированы в многолетней практике следующие приемы: совместное рассказывание - этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает; образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования [15].
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи : 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы.
Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами. Рассказывание из опыта опирается на представления, полученные в процессе наблюдений, а также разных видов деятельности, и отражает переживания и чувства ребенка. Творческие рассказы — рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму [8].