Цин-су -цай Анастасия
Развитие связанной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1) задания, направленные на анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры);
2) задания на придумывание рассказа;
3) задания на придумывание рассказа по серии сюжетных картинок.
Задание 1.
Цель: выявить понимание темы и выделение основных структурных частей текста, определение названия текста.
Методика выполнения.
Детям (индивидуально) предлагается прослушать рассказ. Рассказ подбирается небольшой по объему, с четко выраженной композицией (например, отрывок из рассказа М. М. Пришвина «Еж» или рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка»). Название рассказа при чтении не дается.
Публикация «Развитие связанной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
После чтения перед детьми ставятся вопросы:
1. О чем говорится в рассказе?
2. О чем говорится в начале рассказа?
3. О чем говорится в середине рассказа?
4. Чем закончился рассказ?
5. Как можно назвать этот рассказ?
Ответы детей дословно фиксируются. При анализе ответов детей на 1-й вопрос необходимо обратить внимание на характер высказываний, их точность и обобщенность.
Задание 2.
Цель: выяснить последовательность передачи структуры текста, полноту содержания всего текста и отдельных его частей, выяснить, как дети используют связи, данные в тексте.
Методика выполнения.
Читается литературный текст. После чтения предлагается ответить на вопрос «О чем этот рассказ?» и затем следует предложение пересказать текст. Пересказы детей фиксируются дословно.
Критерии для анализа пересказов детей :
1. Понимание темы рассказа.
2. Объем пересказа (через подсчет предложений и слов).
3. Структурная соотнесенность.
4. Полнота раскрытия каждой структурной части.
Задание 3.
Цель: выявить понимание нарушения целостности структуры текста при опускании начала и умение придумывать содержание начала.
Методика выполнения.
Каждому ребенку читается рассказ, например «Про снежный колобок» Н. Калининой, в котором опускается начало. (Можно дать любой другой рассказ, в котором очень отчетливо представлена взаимосвязь начала с другими структурными частями, от понимания начала зависит понимание развертывания события, факта.) После чтения детям задают вопросы: «Все ли было понятно в рассказе? Какой части в рассказе не хватает? О чем может говориться в начале рассказа?»
Характеристика ответов.
1. Ребенок замечает отсутствие начала и предлагает свой вариант. Это будет свидетельствовать об осознанном понимании структуры текста, так как ребенок на основе анализа содержания текста не только определяет недостающую часть, но и наполняет ее содержанием. Это свидетельствует о высоком уровне.
2. Ответы детей, которые справляются с заданием после дополнительных вопросов, относятся к среднему уровню.
Методические рекомендации проведения диагностики по театрализованной деятельности.
1. Владеет выразительностью речи :
Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Задание №1. Материал: скороговорка
Маша шла, шла, шла
И игрушку нашла:Кошку, матрёшку, шишку, мартышку.
Мышку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушку,
Кто потерял столько игрушек?
Методика проведения : предложить ребёнку повторить скороговорку.
Задание №2. Методика проведения : исполнить песенку козы из сказки «Волки семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка: Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитесь, отворитесь,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла…
Задание №3. Методика проведения : предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Оценка результатов:
• 3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
• 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
• 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.