Светлана Олейникова
Развитие сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения
Цель – формирование сенсорных способностей у детей.
Задачи:
Публикация «Развитие сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
• Развивать умение детей получать информацию о предметном окружении с помощью сохранных анализаторов, обогащать их чувственный опыт;
• Формирование у детей систем сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, признаки и свойства различных предметов);
• Закрепить умения детей самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
• Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
• Повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.
Тема моего приоритетного направления «Развитие сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения»
Работа над данной темой была выбрана не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. Сенсорная система - это система органов чувств, или анализаторов, позволяющая ребенку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем мире. Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание дают сведения об окружающем в виде ощущений, восприятий, представлений. На основе взаимодействия анализаторов у детей с нарушением зрения включаются компенсаторные механизмы, которые способствуют осуществлению различных видов деятельности. В зависимости от характера деятельности может осуществляться замена одного анализатора другим. Для создания целостного образа предмета необходимо подключение всех сохранных анализаторов. Восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств (осязание, обоняние, слух, вкусовые ощущения) даёт более полное и правильное представление о предметах. Особенно, это актуально для детей с нарушением зрения. В этой связи возникает необходимость организации коррекционно-развивающей работы. Работа проводилась с детьми старшего возраста с нарушением зрения. Количество детей в группе 16 человек. Все дети с функциональными расстройствами зрения (гиперметропия, миопия, амблиопия, косоглазие).
Для того чтобы коррекционная работа была успешной, было проведено диагностическое обследование с целью определения уровня сенсорного развития у детей старшего возраста, имеющих различные нарушения зрения. Результаты проведё нного мною обследования показали: дети испытывают трудности в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении предметно – практических действий, в ориентировке на своём теле и в пространстве. Кроме того, недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение обобщение и т. д., что значительно затрудняет их учебно–познавательную деятельность.
На основании полученных в результате обследования данных, разработала направления коррекционной работы для каждого из детей с учётом их возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии (индивидуальный маршрут).
Сенсорное развитие детей осуществлялось через разные формы работы :
• подгрупповые занятия,
• индивидуальная работа с детьми,
• дидактические игры,
• проектная деятельность
В начале учебного года разработала перспективное планирование НОД по ознакомлению детей с органами чувств («Путешествие в Глазоград», «Путешествие в город запахов», «Рука человека», «Кожа», «Ухо», «Рот»). Важным фактором в планировании занятий является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Занятия, проводились в игровой форме, что активизирует детей на более лучшие результаты их деятельности. Учитывая быструю утомляемость детей, проводила физминутки, динамические паузы, пальчиковую гимнастику. Имеется картотека физминуток и пальчиковой гимнастики, связанные с темой и содержанием деятельности. Обязательным компонентом НОД является зрительная гимнастика. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер: «Что далеко, что близко», «Следи за бабочкой», «Восьмёрка», «Дорожка с препятствиями», «Найди пару», «Лабиринт» и др.
Во время индивидуальной работы включала упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины, пространственного положения предмета). Использовала игры, в которых дети составляли из частей целое, такие игры заставляют детей активно включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты. Все дидактические игры и задания подбирала индивидуально для каждого ребёнка, в зависимости от состояния зрения. Так при высокой степени амблиопии изображения давала более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшала. При дальнозоркости рекомендовалась усиленная зрительная нагрузка, поэтому применяла более мелкий материал и пособия, при близорукости наоборот.
По каждому направлению коррекционной работы применялись различные дидактические игры, которые направлены на развитие всех видов восприятия : тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.
Так для развития зрительного восприятия :
«Назови форму предмета», «Какая фигура лишняя?», «Составь целое из частей», «Определи правильно», «Сравни предметы по высоте», «Разложи по размеру», «Расставь по порядку», «Дальше — ближе», «Какого цвета не стало?», «Собери гусеницу», «Сложи радугу», «Разрезные картинки», «Мозаика».
Дидактические игры и упражнения, предназначенные для развития слухового восприятия :
«Послушай – угадай», «Чей голос», “Оркестр”, “Что звучит? “Определи, где звучит?”, “Телефон”, “Найди пару”, “Тихо – громко”
Дидактические игры и упражнения, предназначенные для развития вкусового восприятия :
«Вкусовые банки», «Определи на вкус», «Заколдованные порошки»
Дидактические игры и упражнения, предназначенные для развития обонятельного восприятия :
«Овощи и фрукты», «Поможем обезьянке»
Дидактические игры и упражнения, предназначенные для развития осязательного восприятия :
"Чудесный мешочек", "Угадай на ощупь", «Найди пару», "Узнай фигуру"
Проводилась подготовка детей к плеопто-ортоптическому лечению: проверке остроты зрения, к лечению на ортоптических аппаратах. Эти занятия планировала, опираясь на рекомендации врача – офтальмолога, учитывая, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.
Дети принимали участие в проекте «Эта удивительная соль». Через исследовательскую деятельность формировались представления детей о соли и её свойствах. В ходе экспериментов были задействованы все анализаторы : зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, осязательный. Это позволило в полном объёме исследовать соль.
Важным компонентом своей профессиональной деятельности, залогом успешности, проводимой мной коррекционно – развивающей работы является тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Одной из задач работы с родителями считаю формирование у них адекватного отношения к дефекту зрения своего ребенка. Стремлюсь повышать компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей с нарушениями зрения, вовлекая их в лечебно – восстановительный и коррекционно – развивающий процессы. Взаимодействие осуществляю в форме родительских собраний, индивидуального консультирования по результатам диагностики и по текущим вопросам лечебно–восстановительной и коррекционно – развивающей работы. Подготовила консультации для родителей: «Игры, развивающие сенсорное восприятие у детей 5-6 лет», «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», «Развиваем сенсорику, тренируем память, мышление, речь», «Развиваем тактильные ощущения у детей дома и на улице», «Помогайте детям познавать окружающий мир». Знакомлю родителей динамикой остроты зрения воспитанников, рекомендую комплексы зрительной гимнастики, даю советы по организации деятельности родителей с ребёнком в рамках лексической темы.
Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения во многом зависит от взаимодействия тифлопедагога с воспитателями и другими специалистами. Имеется тетрадь взаимодействия с воспитателями и логопедом. Для достижения эффективности в работе по сенсорному развитию был проведен семинар-практикум. Были освещены теоретические вопросы по сенсорному восприятию, а также представлен практический материал, который использую в работе с детьми.
В своей работе попыталась показать, как необходимо для развития ребёнка сенсорное воспитание.
Также были подготовлены консультации для инструктора по физкультуре по развитию общей моторики и ориентировки в пространстве.
Принимала активное участие в мероприятиях детского сада: праздник «День знаний», «Здравствуй, осень», «Новый год», спортивных мероприятиях «Мы мороза не боимся», «День защитника Отечества», «Масленица».
Подводя итог, можно сказать, что проведённая работа благотворно отразилась на знаниях и умениях детей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что примерно 80% детей успешно овладели программой сенсорного развития. Но некоторые дети испытывают трудности при формировании представлений о величине предметов, умениях измерять предметы и их части с помощью условной мерки путём наложения, приложения. Это трудно давалось детям с низкой остротой зрения, с нарушениями глазодвигательных функций.
В дальнейшем необходимо продолжать обучать детей приёмам измерения предметов путём наложения, приложения одного предмета к другому, затем после овладения приёмами, измерять предметы с помощью условной мерки. Трудности у детей вызывает также умение считывать пространственные положения предметов на схеме и точно обозначать пространственные положения на микро - и макро - плоскости. С такими детьми буду продолжать индивидуальную работу по обучению ориентировке.
Данные, полученные в ходе работы, подтверждают факт, что разработанный перспективный план повышает уровень сенсорного развития детей. На основании этого можно сделать вывод, что в результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика.
Считаю, что работу в данном направлении необходимо продолжать, ведь успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.