Получи документы

Развитие сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения

Светлана Олейникова
Развитие сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения

Цель – формирование сенсорных способностей у детей.

Задачи:

Темочки:

Развивать умение детей получать информацию о предметном окружении с помощью сохранных анализаторов, обогащать их чувственный опыт;

• Формирование у детей систем сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, признаки и свойства различных предметов);

• Закрепить умения детей самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

• Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

• Повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

Тема моего приоритетного направления «Развитие сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения»

Работа над данной темой была выбрана не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. Сенсорная система - это система органов чувств, или анализаторов, позволяющая ребенку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем мире. Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание дают сведения об окружающем в виде ощущений, восприятий, представлений. На основе взаимодействия анализаторов у детей с нарушением зрения включаются компенсаторные механизмы, которые способствуют осуществлению различных видов деятельности. В зависимости от характера деятельности может осуществляться замена одного анализатора другим. Для создания целостного образа предмета необходимо подключение всех сохранных анализаторов. Восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств (осязание, обоняние, слух, вкусовые ощущения) даёт более полное и правильное представление о предметах. Особенно, это актуально для детей с нарушением зрения. В этой связи возникает необходимость организации коррекционно-развивающей работы. Работа проводилась с детьми старшего возраста с нарушением зрения. Количество детей в группе 16 человек. Все дети с функциональными расстройствами зрения (гиперметропия, миопия, амблиопия, косоглазие).

Для того чтобы коррекционная работа была успешной, было проведено диагностическое обследование с целью определения уровня сенсорного развития у детей старшего возраста, имеющих различные нарушения зрения. Результаты проведё нного мною обследования показали: дети испытывают трудности в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении предметно – практических действий, в ориентировке на своём теле и в пространстве. Кроме того, недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение обобщение и т. д., что значительно затрудняет их учебно–познавательную деятельность.

На основании полученных в результате обследования данных, разработала направления коррекционной работы для каждого из детей с учётом их возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии (индивидуальный маршрут).

Сенсорное развитие детей осуществлялось через разные формы работы :

• подгрупповые занятия,

• индивидуальная работа с детьми,

• дидактические игры,

• проектная деятельность

В начале учебного года разработала перспективное планирование НОД по ознакомлению детей с органами чувств («Путешествие в Глазоград», «Путешествие в город запахов», «Рука человека», «Кожа», «Ухо», «Рот»). Важным фактором в планировании занятий является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Занятия, проводились в игровой форме, что активизирует детей на более лучшие результаты их деятельности. Учитывая быструю утомляемость детей, проводила физминутки, динамические паузы, пальчиковую гимнастику. Имеется картотека физминуток и пальчиковой гимнастики, связанные с темой и содержанием деятельности. Обязательным компонентом НОД является зрительная гимнастика. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер: «Что далеко, что близко», «Следи за бабочкой», «Восьмёрка», «Дорожка с препятствиями», «Найди пару», «Лабиринт» и др.

Во время индивидуальной работы включала упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины, пространственного положения предмета). Использовала игры, в которых дети составляли из частей целое, такие игры заставляют детей активно включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты. Все дидактические игры и задания подбирала индивидуально для каждого ребёнка, в зависимости от состояния зрения. Так при высокой степени амблиопии изображения давала более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшала. При дальнозоркости рекомендовалась усиленная зрительная нагрузка, поэтому применяла более мелкий материал и пособия, при близорукости наоборот.

По каждому направлению коррекционной работы применялись различные дидактические игры, которые направлены на развитие всех видов восприятия : тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.

Так для развития зрительного восприятия :

«Назови форму предмета», «Какая фигура лишняя?», «Составь целое из частей», «Определи правильно», «Сравни предметы по высоте», «Разложи по размеру», «Расставь по порядку», «Дальше — ближе», «Какого цвета не стало?», «Собери гусеницу», «Сложи радугу», «Разрезные картинки», «Мозаика».

Дидактические игры и упражнения, предназначенные для развития слухового восприятия :

«Послушай – угадай», «Чей голос», “Оркестр”, “Что звучит? “Определи, где звучит?”, “Телефон”, “Найди пару”, “Тихо – громко”

Дидактические игры и упражнения, предназначенные для развития вкусового восприятия :

«Вкусовые банки», «Определи на вкус», «Заколдованные порошки»

Дидактические игры и упражнения, предназначенные для развития обонятельного восприятия :

«Овощи и фрукты», «Поможем обезьянке»

Дидактические игры и упражнения, предназначенные для развития осязательного восприятия :

"Чудесный мешочек", "Угадай на ощупь", «Найди пару», "Узнай фигуру"

Проводилась подготовка детей к плеопто-ортоптическому лечению: проверке остроты зрения, к лечению на ортоптических аппаратах. Эти занятия планировала, опираясь на рекомендации врача – офтальмолога, учитывая, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.

Дети принимали участие в проекте «Эта удивительная соль». Через исследовательскую деятельность формировались представления детей о соли и её свойствах. В ходе экспериментов были задействованы все анализаторы : зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, осязательный. Это позволило в полном объёме исследовать соль.

Важным компонентом своей профессиональной деятельности, залогом успешности, проводимой мной коррекционно – развивающей работы является тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Одной из задач работы с родителями считаю формирование у них адекватного отношения к дефекту зрения своего ребенка. Стремлюсь повышать компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей с нарушениями зрения, вовлекая их в лечебно – восстановительный и коррекционно – развивающий процессы. Взаимодействие осуществляю в форме родительских собраний, индивидуального консультирования по результатам диагностики и по текущим вопросам лечебно–восстановительной и коррекционно – развивающей работы. Подготовила консультации для родителей: «Игры, развивающие сенсорное восприятие у детей 5-6 лет», «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», «Развиваем сенсорику, тренируем память, мышление, речь», «Развиваем тактильные ощущения у детей дома и на улице», «Помогайте детям познавать окружающий мир». Знакомлю родителей динамикой остроты зрения воспитанников, рекомендую комплексы зрительной гимнастики, даю советы по организации деятельности родителей с ребёнком в рамках лексической темы.

Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения во многом зависит от взаимодействия тифлопедагога с воспитателями и другими специалистами. Имеется тетрадь взаимодействия с воспитателями и логопедом. Для достижения эффективности в работе по сенсорному развитию был проведен семинар-практикум. Были освещены теоретические вопросы по сенсорному восприятию, а также представлен практический материал, который использую в работе с детьми.

В своей работе попыталась показать, как необходимо для развития ребёнка сенсорное воспитание.

Также были подготовлены консультации для инструктора по физкультуре по развитию общей моторики и ориентировки в пространстве.

Принимала активное участие в мероприятиях детского сада: праздник «День знаний», «Здравствуй, осень», «Новый год», спортивных мероприятиях «Мы мороза не боимся», «День защитника Отечества», «Масленица».

Подводя итог, можно сказать, что проведённая работа благотворно отразилась на знаниях и умениях детей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что примерно 80% детей успешно овладели программой сенсорного развития. Но некоторые дети испытывают трудности при формировании представлений о величине предметов, умениях измерять предметы и их части с помощью условной мерки путём наложения, приложения. Это трудно давалось детям с низкой остротой зрения, с нарушениями глазодвигательных функций.

В дальнейшем необходимо продолжать обучать детей приёмам измерения предметов путём наложения, приложения одного предмета к другому, затем после овладения приёмами, измерять предметы с помощью условной мерки. Трудности у детей вызывает также умение считывать пространственные положения предметов на схеме и точно обозначать пространственные положения на микро - и макро - плоскости. С такими детьми буду продолжать индивидуальную работу по обучению ориентировке.

Данные, полученные в ходе работы, подтверждают факт, что разработанный перспективный план повышает уровень сенсорного развития детей. На основании этого можно сделать вывод, что в результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика.

Считаю, что работу в данном направлении необходимо продолжать, ведь успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Правила пользования очками для детей с нарушением зрения второй младшей группыПравила пользования очками для детей с нарушением зрения второй младшей группы Цель: обучение правилам пользования очками. Задачи: • способствовать получению опыта познания возможностей глаз и знаний о функциональном.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения
Опубликовано: 11 октября 2020 в 10:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Олейникова (УИ 842399) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД