Anastasiya Kaplun
Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Сейчас редко можно встретить по-настоящему весёлого, эмоционально благополучного ребёнка, многие дети не умеют даже улыбаться и смеяться от души.
Публикация «Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
А ведь мир ребё нка начинается с чувств и отражается в его переживаниях: чем ярче, богаче переживания, тем самобытнее личность малыша. Поэтому гармоничное развитие эмоциональной сферы дошкольника и умение реагировать на неё в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.
Мы считаем, что с самого раннего возраста ребёнку необходимо знакомиться с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Это даст детям в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить их словами, мыслями, поступками и чувствами и, что самое главное, искажать общение с другими людьми. Воспитание через эмоциональное воздействие- очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. В современной психологии совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоций и управлению ими обозначается понятием «эмоциональный интеллект». Это понятие расширяет сложившиеся научные представления о разнообразии человеческих способностей и чаще всего рассматривается как часть социального интеллекта. А следовательно, можно говорить и о развитии социально-эмоциональной сферы, а также об одарённости детей в этой сфере.
Многие учёные не выделяют социальную одарённость как самостоятельное явление. Не уделяется должного внимания и развитию социальных и эмоциональных задатков ребёнка. Родители считают, что это само собой разумеющееся проявление детской непосредственности. Даже если родитель настроен обеспечить развитие и этой сферы в жизни ребёнка, то столкнётся с большим пробелом в литературе по этой теме. Тем не менее, современное общество нуждается в личностях, способных увлечь за собой, организовать совместную деятельность, понимать других людей, улавливать их эмоциональные состояния. То есть люди, которые с лёгкостью устанавливают контакт с другим человеком и отличаются высоким качеством выстраивания межличностных отношений, проявляют социальные способности. А высокий уровень развития социальных способностей определяется как социальная одарённость.
Развитие социально-эмоциональной сферы ребёнка способствует формированию уверенного в себе, в своих возможностях и взглядах человека, который умеет понимать и считаться с мнениями и чувствами других, может добиться значительных результатов в своей жизнедеятельности. Такие качества личности должны воспитываться с раннего возраста, поэтому дошкольный возраст – лучшее время для социально – эмоционального развития детей.
Развитие социальной одарённости ребёнка дошкольного возраста стало темой нашей экспериментальной деятельности. Исследовательской базой эксперимента является МБДОУ «ЦРР – д/с №17» г. Ижевска.
Залогом успеха данной экспериментальной деятельности может стать только грамотное психолого-педагогическое сопровождение. Задачи нашего исследования: теоретически обосновать развитие социальной одарённости детей дошкольного возраста; сформулировать цель, задачи, гипотезу экспериментальной деятельности; разработать программу развития социальной одарённости, апробировать её; осуществить мониторинг результатов; обобщить опыт экспериментальной деятельности.
В настоящий момент экспериментальная деятельность находится на подготовительном этапе.
Сформулирована цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий для развития социальной одарённости детей с повышенным уровнем познавательного развития.
Задачи: создать психолого-педагогические условия для развития социальной одарённости ребёнка; обосновать возможность раскрытия лидерского потенциала дошкольников и опытно-экспериментальным путём проверить педагогические условия развития социально-ценностных качеств будущего лидера; формировать у детей лидерскую устремлённость (умения ставить и решать творческие задачи, владеть навыками свободного сотрудничества в группе); внедрить в практику воспитания эффективные формы и методы взаимодействия педагога с ребёнком, направленные на поддержку и развитие его потенциальных возможностей; создать условия для выражения творческой индивидуальности, увеличения меры свободы проявления активности; разработать и внедрить в практику работы детского сада методическое пособие «Воспитание гения»
Гипотеза эксперимента: если создать определённые психолого-педагогические условия в рамках ДОУ, то это будет способствовать развитию социальной одарённости детей дошкольного возраста.
Программа развития социальной одарённости разработана для детей 3-4 лет и находится в стадии апробации.
старший воспитатель Целоусова Ю. А.