Альбина Васильева
Развитие словесно-логического мышления с помощью логических игр и упражнений для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Словесно – логическое мышление – это мыслительная деятельность, которая развивается в дошкольном возрасте и переходит к теоретическому мышлению, характерному для взрослого человека. Особенности формирования словесно логического мышления в дошкольном возрасте заключаются в активном становлении категориального строя мыслительных процессов. Абстрактные понятия, которые все больше наполняют лексический словарь ребенка, приобретают конкретность и помогают ему формулировать суждения. Оперируя суждениями, детский мозг приходит к умозаключениям и выводам. [1, C. 20-25]
Публикация «Развитие словесно-логического мышления с помощью логических игр и упражнений для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Словесные игры
- Темочки
Начальный этап развития логического мышления у младших дошкольников отличается скудностью обоснований и аргументации. Пятилетние дети уже способны объяснять некоторые свои суждения, но они чаще ссылаются на случайные обобщения. В рассуждениях старших дошкольников прослеживается более глубокое понимание многих закономерностей, но им также не всегда удается абстрагироваться от несущественных признаков в своих умозаключениях. На умение выделять существенные признаки опирается обобщение и классификация, это необходимый навык для школьного обучения.
Группу посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность. Работая со своими воспитанниками, я заметила, что дети часто отвлекаются, затрудняются сделать выводы, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал.
Развивать словесно – логическое мышление у детей дошкольного возраста очень важно, ведь дети готовятся к поступлению в школу. Дети первого класса начинают изучать школьную программу, в которой имеются элементы логики, и детям с неразвитым вербальным мышлением сложно будет усвоить новые знания.
Все качества мышления нуждаются в тренировке, так как только в деятельности происходит их совершенствование. В развитии мышления и других психических процессов дошкольников и младших школьников большое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностями, произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.
Важное значение для развития мышления имеют занятия рисованием, лепкой, конструированием, которые включают в себя постановку ребенком задач, наблюдение, требуют внимательного и организованного отношения. Постепенно, с обогащением жизненного опыта ребенка, накоплением знаний, Развитием его мыслительной деятельности, умения сравнивать, обобщать и анализировать развивается наблюдательность ребенка, мышление становится более полным, гибким, обогащенным деталями, целенаправленным. Поэтому, при организации образовательно – воспитательный процесса, всегда учитываю, что основная деятельность детей – это игра. [2, C. 19-49]
На таких занятиях где используются игровые сюжеты, логические игры и логические упражнения у детей появляется интерес, они меньше испытывают утомление.
Развитие словесно – логического мышления происходит с помощью пересказывания любимых и понравившихся мультфильмов, сказок, сочинения историй с любимыми героями, а также решение упражнений на логику, разгадывания загадок, объяснение значений пословиц и поговорок. В своей работе использую карты Проппа. Карты Проппа позволяют изучить огромное количество сказок, стимулировать, обогащать и развивать речь - дети стали запоминать больше информации, более точно пересказывают текст.
Предлагаемые игры на развитие мыслительных процессов помогут совершенствовать мыслительные операции ребенка с нарушением речи.
Игра – ассоциация «Второе слово».
Создаются две команды участников. Игрок первой команды придумывает любое слово и говорит его противнику другой команды, только слово произносится тихо, чтоб его не слышали. Этот игрок придумывает ассоциацию на это слово и говорит его в слух своей команде. Например, если загадано слово «стол», тогда игрок произносит слово «стул». Его команда, посовещавшись, должна отгадать первое слово. Если у них не получиться отгадать, тогда это возможность переходит другой команде. Команда, отгадавшая слово получает балл. Подобные игры хорошо развивают словесно- логическое мышление. [5, C. 108-198]
Игра «Кто похвалит лучше всех».
Детям предлагаю придумать как можно больше характеристик для одного объекта. Можно придать соревновательный характер данной игре.
Игра «Определи хозяина».
Называют детям один-два ярких признака, на основе которых они определяют целостный образ. Например: хвост и ушки, ручка, колючки, лист, крышка.
Игра «Свободные ассоциации».
Инструкция: «Какой образ или признак ты вспоминаешь, когда слышишь это слово?». В игре могут принимать участие несколько человек. Первый называет любое слово, второй свою ассоциацию с ним, третий называет качество или понятие, ассоциирующееся с предыдущим словом. Иногда можно уточнять, почему именно эта ассоциация возникла у дошкольника. [4, C. 65-67]
Игра на отношение понятий «Запутать хочу».
1. Чего больше в огороде: овощей или огурцов? 2. Чего больше в саду: яблок или фруктов? 3. Чего больше в квартире: мебели или диванов? 4. Чего у тебя меньше: одежды или костюмов?
Таким образом, развитие словесно – логического мышления происходит поэтапно, с индивидуальным подходом к каждому. Ведь один ребенок с наглядно – образным мышлением, другой – с наглядно – действенным. Но применение игр на развитие словесно – логического мышления активизируют разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер. [3, C. 37-59]
Литература
1. Басов А. В, Тихомирова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М: “Просвещение”, 1991.
3. Венгер Л. А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М: “Просвещение”, 1989.
4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М. : ТЦ "Учитель", 2007.
5. Энциклопедия развивалок. – М. : Эксмо, 2011. – 240 с. Развивающие игры.