Симонова Алиса
Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в онтогенезе. Приемы и методы профилактической работы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается развитие речи детей и слоговой структуры слова, в частности, в онтогенезе и дизонтогенезе. Методы и приемы профилактической и коррекционной работы. Ключевые слова : слоговая структура слова, онтогенез, дизонтогенез, профилактическая и коррекционная работа.
Публикация «Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в онтогенезе, Приемы и методы профилактической работы» размещена в разделах
Abstract. The article deals with the development of children’s speech and the syllabic structure of the word, in particular, in ontogenesis and dysontogenesis. Methods and techniques of preventive and correctional work.
Keywords : syllabic structure of the word, ontogenesis, dysontogenesis, preventive and correctional work.
Исходя из диагностических данных, обследуемых мною детей, и 14- летнего опыта работы поликлиническим логопедом могу заметить, что количество детей 3-7 лет с нарушением слоговой структуры слова с каждым годом растет. Данное нарушение выявляется у малышей с ЗРР, алалией, корковой дизартрией и препятствует автоматизации поставленных звуков в словах сложной звуко-слоговой структуры (многосложных, со стечением согласных, развитию грамматического строя речи, формированию слогового синтеза и освоению навыка послогового чтения, ведет к дисграфии и дислексии у школьников. Этиологическими факторами нарушения слоговой структуры слова являются : инфекции или интоксикации матери во время беременности, гипоксия плода, асфиксия, энцефалопатия мозга, родовая травма, ППЦНС, 155 частые соматические заболевания и травмы мозга в первые годы жизни ребенка, наследственная предрасположенность. Крик ребенка при рождении играет огромную роль, ведь его оценка имеет важное диагностическое значение. Он должен быть громким, чистым, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. При сборе анамнеза удается выяснить, что у большего количества детей с нарушением слоговой структуры крик был очень тихий или отсутствовал вообще. Период гуления, его продолжительность от 2 до 5месяцев, очень важен для тренировки речевого дыхания малышей. Звуки гуления возникают на улыбку и разговор взрослого с ребенком, т. е. звуки ребенка становятся коммуникативными. У детей «группы риска» гуление может отсутствовать, или проявляться с задержкой. Основным приемом коррекционной работы, направленным на предупреждение нарушений речевого развития в данном периоде, является нормализация процесса грудного вскармливания. Также следует развивать у ребенка потребность в общении со взрослым, формировать зрительную фиксацию, развивать слуховое внимание [3].
Ведущие специалисты в области логопедии и нейро наук рекомендуют подкладывать таких малышей в группы к гулящим детям. В расцвет лепета (5-10 мес.) происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что считается существенным механизмом слогообразования. При нормальном развитии речи у малышей появляется желание подражать взрослому, повторяя слоги типа «бааа», «мааа», «тааа», «ба-ба», «ку-ку», «ма-ма», у детей с ЗРР наблюдается вялая речевая активность, они мало лепечат. Первые слова, которые появляются к 1 году дети могут проговаривать не полностью: «ма», вместо «мама», часто неправильно ставят ударения «мамА», «папА». Далее словарь может долго не обогащаться, и тогда малыши переходят на общение с помощью мимики и жестов, а новые слова произносят, укорачивая слоговую структуру (используя в речи элизии, пропуская целые слоги или первые звуки («И»- Ира, «ди»- иди, «ба»-«обака»-собака). Часто в их речи слышатся слова «на своем языке» - литеральные парафазии («чика»- дерево, слова итерации, когда ребенок добавляет лишний гласный слогообразующий звук, на месте стечения согласных звуков («девочика»- девочка, «птичика»-птичка, отсечение (недоговаривание) окончаний слов, которое мешает формированию грамматического строя речи. Обследуя общую, пальцевую моторику детей (2-7 лет, отмечается нарушение моторной программы, динамического праксиса. Они не сразу переключаются с одного действия на другое, часто «зависают» на предыдущем движении, звуке, слоге. Ритм и слухоречевая память нарушены. Выявление задержки темпов раннего психомоторного и довербального развития детей до 1 года - основа эффективности лечебно-педагогических профилактических мероприятий. Обследование неговорящих или плохо говорящих детей 2-2,5 лет логопедом, психологом, неврологом, нейропсихологом, общая стимуляция психомоторного и сенсорного развития, развитие физической активности, при необходимости - грамотный подбор 156 медикаментозного лечения, помогают выявить речевые нарушения на начальных этапах формирования фразовой речи детей и направить ее развитие по пути онтогенеза. Коррекционная работа с неговорящими или плохо говорящими детьми включает в себя игры на развитие чувства ритма «Топни, хлопни как я». Развитие неречевого слуха и слуховой памяти формирую в играх с музыкальными инструментами : «Угадай что прозвенело?», «Прозвени, как я», «Услышь (определенный) звук и топни». Игры с речевыми звуками: «Кто как кричит?» и «Кто тебя позвал?» (используя звукоподражания животных и птиц, с гласными звуками (А, И, О, У, Ы) : «Кто как поет?», «Кто так спел?», «Услышь звук - хлопни», «Запомни мою песню. Кто в ней спел первый (последний?», «Составь свою песню из данных гласных звуков» направлены на развитие артикуляционного праксиса, речевого слуха, формирование звукового анализа и синтеза, слухоречевой памяти. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие пальцевого и кистевого праксиса, переключение движений помогает формироваться речевым моторным зонам мозга. Физ. минутки развивают чувство ритма, помогают в переключении ребенка с одного вида деятельности на другой. Работу над слоговой структурой начинаю с 2-3 сложных слов, состоящих из открытых слогов (по классификации А. К. Марковой [2]).
Дети учатся прохлопывать их, определяя количество слогов (частей). Таким образом формируется слоговой анализ. Автоматизация звуков ведется по такому же принципу (сначала отрабатываются открытые или закрытые слоги и слова, начинающиеся или заканчивающиеся на данный звук). В результате многочисленных обследований речи детей 4-6 лет и 14-летнего опыта практической работы, замечено, что из-за нарушения слоговой структуры, фонематического слуха, фонематического восприятия, чисто произносимый в начале слова звук (ЛЬ, например, ребенок может пропускать в словах со стечением согласных в середине слова, недоговоривать в конце слова. Поэтому автоматизация звука на уровне слога (со стечением согласных, слоговых цепочек из данных слогов часто затягивается. Дети научившись произносить звук в слоге и слоговых цепочках, тяжело вводят его в слова. Здесь на помощь приходит слоговой разбор слова и определение позиции звука в нем. Слова прохлопываем и наглядно, выкладывая нужное количество слоговпрямоугольников на столе или показывая на руке (раскрывая нужное количество пальчиков слева направо, направляем картинку-обозначение звука (надеваем колечко на пальчик) в нужный слог. В работе над грамматическим строем речи большое место уделяю развитию словообразования.
По данным схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» [1], словотворчество проявляется у детей в 3-4 года, однако у ребят с нарушением слоговой структуры оно совершенно не развито. Дети не чувствуют родственность слов, не умеют образовывать уменьшительно-ласкательную форму, притяжательные прилагательные, прилагательные от существительных. Часто, произнося правильно существительное «дерево», меняют местами слоги, образуя имя прилагательное «деверянный» или просто говорят: «Он из дерева». При выборе нужного слова из нескольких в задании «С какого дерева дубовый лист (с березы, ивы, дуба?», «Из чего приготовлен ежевичный джем (из малины, ежевики, вишни?», не чувствуя родственности слов и из-за узкого запаса знаний, дети дают неправильные ответы. В коррекционной работе использую игры на развитие словообразования : «Назови ласково», «Один и много», «Чей предмет?», игры с геометрическими фигурами «Построй волшебных человечков, назови какой формы у них части тела?», «Назови детенышей», «Профессии». Развивая звукослоговой синтез в играх «Я начало, ты конец» (ребенок добавляет определенный слог или звук к началу придуманных мною слов, или «Ты начало, а я допридумаю конец слова» (здесь ребенок произносит открытый первый слог, а я договариваю слово, провожу работу, как по формированию слоговой структуры, так и по автоматизации отрабатываемого звука, развиваю умение сложить слово из частей и понять на слух, что получилось. При сложных речевых нарушениях, таких как Моторная Алалия, дети часто аграмматично ставят ударения в словах, что порой искажает логический смысл сказанного, они плохо дифференцируют на слух и в своей речи слова квазиомонимы (река-рука, Маши-Миши, коза-кожа, косили-носили, сок-сук, сын-сон, стол-стул, дочка-точка, слова омографы (Маши - глагол маши, красные гвоздики и железные гвоздики, ароматный ирис - молочный ирис). Картинки с подписанными ниже словами помогают детям-алаликам понять, запомнить и правильно использовать нужное слово.
Список используемых источников и литературы
1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи/ Гвоздев А. Н. -СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 472 с. 2. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Р. Е. Левиной - М. 1961. - с. 59-70. 3. Жукова Н. С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Кн. для логопеда/Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева - Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. – 320 с. (Серия «Учимся играя»)