Людмила Козырева
Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Важной составляющей в развитии детей 3-4 лет является сенсорное развитие. Сенсорное развитие – это восприятие окружающего мира разными органами чувств. Ребенок этого возраста с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы : рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Формировать эти умения и способности – задача родителей и воспитателей.
Публикация «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В возрасте 3-4 лет ребенок должен усвоить сенсорные эталоны :
- цвета – 7 цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также белый, черный, серый) и называть 3-4 цвета;
- формы – плоскостные геометрические фигуры, знать их названия (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал);
- величины – сравнение предметов по величине (большой, маленький, самый большой и т. д.)
- пространственные – расположение предметов в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, впереди, позади и т. д.)
- свойства предмета, как: горячий – холодный, сладкий – кислый, тяжелый – легкий.
Сенсорному развитию детей способствует продуктивная деятельность детей : рисование, конструирование, аппликация, изготовление поделок из природного материала, лепка из пластилина или глины.
В домашних условиях помочь развить сенсорные эталоны ребенка вы можете следующими способами :
- с помощью разнообразных окружающих предметов как на прогулке во дворе, так и дома Вы можете с ребенком осваивать такие сенсорные свойства : как твердость, мягкость, хрупкость, пластичность (обратите внимание на игрушки, камушки, листочки, продукты питания и другой окружающий ребенка материал).
- дома есть возможность сравнивать такие сенсорные свойства как : горячее/холодное, тяжелое/легкое, кислое/сладкое/горькое и др.
Игры дома, на прогулке, в магазине:
• Что бывает круглым? (квадратным, треугольным и т. д.)
• Назови все предметы вокруг зеленого цвета? (желтый, красный и т. д.)
• Что больше апельсин или мандаринка?
• Что слаще апельсин или мандаринка? А какая по вкусу мандаринка? Если мы в компот бросим соль, а в суп сахар?
• Что больше маленький слон или большая мышка (медведь живой или игрушечный?
• Где лежит игрушка? И т. д….
Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.
Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку)», «Собери бусы», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др.
Игры на выкладывание (пазлы, кубики – картинки) развивают щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука – глаз», развивают воображение; обогащают словарный запас; совершенствуется зрительное восприятие. В настоящее время достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).
Эти игры выполняют следующие функции:
• развивают мелкую моторику рук;
• развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий : вверху, внизу, слева, справа;
• формируют навыки шнуровки;
• способствуют развитию речи;
• развивают творческие способности.