Елена Швыркова
Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста посредством различных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности»
B данное время совершаются огромные изменения в экономической и политической жизни. Обновляются знания во всех областях, возрастает количество информации, которую люди обязаны быстро усвоить и для себя с пользой использовать. В ФГОС дошкольного воспитания, формируется возможность для дальнейшего волевого, эмоционального и познавательного развития детей. Важную роль заслуживает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, началом, которого значится сенсорное воспитание. Развитие ребенка воспринимать и формировать представления о внутренних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе - это сенсорное развитие ребенка. В раннем дошкольном детстве трудно переоценить важность сенсорного развития. Так как именно этот возрасте, как считают большинство исследователей, совершенствуется деятельность органов чувств, копятся представления об окружающем мире.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Нужно заметить, что улучшение и развитие сенсорных процессов естественно в ходе деятельности, обычно, затруднено. Малышам тяжело синхронно находить решение нескольких задач зрительного и слухового восприятия, во время разнообразного рода операций с данными предметами, что значится главным в сенсорном развитии. Уметь воспринимать объекты, проводить их анализ и сравнение, обобщение не организовываются сами по себе в процессе той или иной деятельности; нужно особое обучение по установленной системе, что показывает актуальность в развитии ребенка младшего возраста. Немаловажная специфика работы с ребенком раннего возраста - маленькая результативность вербальных методов воспитания. Объяснения правил, словесные инструкции нередко бывают несамостоятельными, потому что ребята еще плохо соображают, и что им еще тяжело управлять поведением с помощью слова. Слова, которыми пользуется воспитатель, непременное обязаны быть включены в контекст настоящих действий, обладать яркой интонационной окраской и сопровождаться должными движениями и жестами. Воспитатель обязан развивать не словами, а эмоциями, поступками. Как только взрослый сам увлечется какой-либо деятельностью, то он сумеет пробудить заинтересованность к ней у ребенка.
С совсем маленькими детьми не неплохо бы проводить фронтальные занятия, которые построены как школьный урок, в это время воспитатель высказывает новую информацию или показывает необходимые способы действия, а ребята осваивают их. Эти занятия не только не эффективны, но и носят вредный характер, потому что уничтожают энергичность ребят. Нужно употреблять в образовательной деятельности методов работы с детьми, которые соответствуют их индивидуальным и возрастным способностям согласно с ФГОС ДО. В этом возрасте задача обучения и воспитания состоит в том, чтобы поддерживать и развивать активность каждого малыша, призывать его желание общаться, действовать, решать практические задачи и играть - это подтверждает ФГОС ДО,
Главная задача воспитателя заключается не в том, чтобы обучить ребенка верному способу действий, представить или же подсказать точное решение, а в том, чтобы пробудить и оказать поддержку познавательной активности, нужно заинтересовать ребенка таинственным предметом и подтолкнуть к экспериментированию, которое он проведет сам.
Более результативными способами формирования у детей познавательных способностей оказывается объединение коллективной предметной деятельности ребенка ивзрослого. Воспитатель обязан рационально совмещать самостоятельные занятия малыша и коллективную деятельность с ребенком. Желательно, чтобы совместная деятельность не навязывалась малышу. Взрослый может предлагать ребенку свежие занятия, которые вызывают интерес, подключаясь к игре, отвечая на просьбы о помощи, показывать помощь в преодолении затруднений, вернее согласовывать и разделять действия и их поощрять, хвалить малыша. При этом не нужно осуществлять действия за ребенком, имеет значение, чтобы он сам научился выделять свойства предметов, которые ему нужны. например, соединять и подбирать части матрешки или пирамидки в нужном порядке. Не обязательно спрашивать ребенка истинного повторения образца действий. Нужно дать ребенку самому выбрать.
Сенсорный эталон – это понятие, которое разработал А. В. Запорожец в рамках теории развития перцептивных воздействий и обозначающее системы чувственных свойств предметов, которые были выделены в процессе общественно–исторического становления и вслед за тем предлагаются ребенку для усвоения и применения их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их качеств. В качестве подобных эталонов могут рассматриваться речевые фонемы,геометрические фигуры. Как указывается в работе Н. Н. Подьякова «сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о всевозможных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми способами обследования предметов, позволяющими более полно и расчленено понимать окружающий вокруг мир».
Формирование восприятия –это трудный процесс, который включает в качестве ведущих факторов усвоение детьми сенсорных эталонов, произведенным обществом, и овладение приемами обследования предметов. Сенсорное развитие обязано быть устремлено на обеспечение этих моментов. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент совместного интеллектуального становления малыша, с иной стороны, содержит самостоятельный смысл, например как полное восприятие нужно и для удачного формирования ребенка в детском саду, в школе и для разных направлений трудовой деятельности. Смысл сенсорного развития малыша для его жизни в будущем, выставляет его перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и употребления более действенных методов и средств сенсорного развития в детском саду. Основное назначение сенсорного воспитания обязано заключаться в вооружении малыша сенсорной культурой.
Сенсорная культура ребенка – это итог овладения им сенсорной культуры, которую создало человечество. Овладеть сенсорным эталоном – это еще не обозначает научиться верно называть свойство. Изучение сенсорных эталонов – это использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке качеств предметов.
В то же время с развитием эталонов нужно обучать малышей способам исследования предметов: их соединение по окраске и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осматриванию и показу формы, выполнению сложных глазомерных действий.
Cенсорное воспитание, обращенное на развитие полного восприятия окружающего мира, служит основанием познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность интеллектуального, эстетического, физического развития в большой степени зависит от уровня сенсорного развития малышей, то есть от того, как совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающее.
Практика применения дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что более сильно происходит сенсорное развитие малышей младшего возраста при условии, что проводить в определенной системе, в близкой связи с общим ходом сенсорного воспитания и обучения дошкольников. По сенсорному воспитанию дидактические игры смогут рационализировать всю работу воспитателя и дадут вероятность проследить процесс сенсорного развития, помогут оценить результативность используемых средств сенсорного воспитания.
В опыте сенсорного воспитания дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития :
• Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
• Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
• Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
В группе для сенсорного развития детей формируется предметная развивающая среда. Есть дидактической столик для игр с водой и песком. Малышам нравится переливать воду из одного ведерка (зеленого) в другое (красное). Смешивать воду с песком и сооружать формочками различные фигурки
Формирование речи считается важной задачей интегрированного занятия, элементами которого учтена работа с сенсорными тренажерами. Развитие мелкой моторики руки прямо воздействует на развитие двигательных центров речи. Формирующие тренажёры могут дать возможность в условиях нахождения в группе раннего возраста не упустить столь дорогое время для формирования пальцев и кисти детской руки.
Важная роль в сенсорном развитии малышей относится природе. Запас знаний о природном окружении первоначально осуществляется чувственным путем, при помощи слуха, зрения, обоняния, осязания. И чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем значительно больше свойств и признаков выделит ребенок в исследуемом объекте, явлении, и тем богаче станут его представления. На основе данных представлений появляются воображение, мыслительные процессы, развиваются эстетические чувства.
Несомненно, что сенсорное развитие нужно реализовывать в целостной связи с разной будничной деятельностью детей. Владение сенсорного эталона – это не только умение точно назвать какое-то свойство. Необходимо отчетливо представлять все разновидности этого свойства, и уметь использовать эти представления в дальнейшем анализе.