Папки-передвижки

Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста посредством различных видов деятельности

Елена Швыркова
Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста посредством различных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности»

 B данное время совершаются огромные изменения в экономической и политической жизни. Обновляются знания во всех областях, возрастает количество информации, которую люди обязаны быстро усвоить и для себя с пользой использовать.    В  ФГОС  дошкольного воспитания, формируется возможность для дальнейшего волевого, эмоционального и познавательного развития детей.    Важную роль заслуживает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, началом, которого  значится сенсорное воспитание.     Развитие ребенка воспринимать и формировать представления о внутренних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе - это сенсорное развитие ребенка. В раннем дошкольном детстве трудно переоценить важность сенсорного развития. Так как именно этот возрасте, как считают большинство исследователей, совершенствуется деятельность органов чувств, копятся представления об окружающем мире.

Темочки:

       Нужно заметить, что улучшение и развитие сенсорных процессов естественно в ходе деятельности, обычно, затруднено. Малышам тяжело синхронно находить решение нескольких задач зрительного и слухового восприятия, во время разнообразного рода операций с данными предметами, что значится главным в сенсорном развитии. Уметь воспринимать объекты, проводить их анализ и сравнение, обобщение не организовываются сами по себе в процессе той или иной деятельности; нужно особое обучение по установленной системе, что показывает актуальность в развитии ребенка младшего возраста. Немаловажная специфика работы с ребенком раннего возраста - маленькая результативность вербальных методов воспитания. Объяснения правил, словесные инструкции нередко бывают несамостоятельными, потому что ребята еще плохо соображают, и что им еще тяжело управлять поведением с помощью слова. Слова, которыми пользуется воспитатель, непременное обязаны быть включены в контекст настоящих действий, обладать яркой интонационной окраской и сопровождаться должными движениями и жестами. Воспитатель обязан развивать не словами, а эмоциями, поступками. Как только взрослый сам увлечется какой-либо деятельностью, то он сумеет пробудить заинтересованность к ней у ребенка.

    С совсем маленькими детьми не неплохо бы проводить фронтальные занятия, которые построены как школьный урок, в это время воспитатель высказывает новую информацию или показывает необходимые способы действия, а ребята осваивают их. Эти занятия не только не эффективны, но и носят вредный характер, потому что  уничтожают энергичность ребят. Нужно   употреблять в образовательной деятельности  методов  работы с детьми, которые соответствуют их индивидуальным и возрастным способностям  согласно  с  ФГОС ДО. В этом возрасте задача обучения и воспитания состоит в том, чтобы поддерживать и развивать активность каждого малыша, призывать его желание общаться, действовать, решать практические задачи и играть - это подтверждает ФГОС ДО,

  Главная задача воспитателя заключается не в том, чтобы обучить ребенка верному способу действий, представить или же подсказать точное решение, а в том, чтобы пробудить и оказать поддержку познавательной активности, нужно заинтересовать ребенка таинственным предметом и подтолкнуть к экспериментированию, которое он проведет сам.

   Более результативными способами формирования у детей познавательных способностей оказывается объединение коллективной предметной деятельности ребенка ивзрослого. Воспитатель обязан рационально совмещать самостоятельные занятия малыша и коллективную деятельность с ребенком. Желательно, чтобы совместная деятельность не навязывалась малышу. Взрослый может предлагать ребенку свежие занятия, которые вызывают интерес, подключаясь к игре, отвечая на просьбы о помощи, показывать помощь в преодолении затруднений, вернее согласовывать и разделять действия и их поощрять, хвалить малыша. При этом не нужно осуществлять действия за ребенком, имеет значение, чтобы он сам научился выделять свойства предметов, которые ему нужны. например, соединять и подбирать части матрешки или пирамидки в нужном порядке. Не обязательно спрашивать ребенка истинного повторения образца действий. Нужно дать ребенку самому выбрать.

     Сенсорный эталон – это понятие, которое разработал А. В. Запорожец в рамках теории развития перцептивных воздействий и обозначающее системы чувственных свойств предметов, которые были выделены в процессе общественно–исторического становления и вслед за тем предлагаются ребенку для усвоения и применения их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их качеств. В качестве подобных эталонов могут рассматриваться речевые фонемы,геометрические фигуры. Как указывается в работе Н. Н. Подьякова «сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о всевозможных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми способами обследования предметов, позволяющими более полно и расчленено понимать окружающий вокруг мир». 

    Формирование восприятия –это трудный процесс, который включает в качестве ведущих факторов усвоение детьми сенсорных эталонов, произведенным обществом, и овладение приемами обследования предметов. Сенсорное развитие обязано быть устремлено на обеспечение этих моментов. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент совместного интеллектуального становления малыша, с иной стороны, содержит самостоятельный смысл, например как полное восприятие нужно и для удачного формирования ребенка в детском саду, в школе и для разных направлений трудовой деятельности. Смысл сенсорного развития малыша для его жизни в будущем, выставляет его перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и употребления более действенных методов и средств сенсорного развития в детском саду. Основное назначение сенсорного воспитания обязано заключаться в вооружении малыша сенсорной культурой.

 Сенсорная культура ребенка – это итог овладения им сенсорной культуры, которую создало человечество. Овладеть сенсорным эталоном – это еще не обозначает научиться верно называть свойство. Изучение сенсорных эталонов – это использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке качеств предметов.

В то же время с развитием эталонов нужно обучать малышей способам исследования предметов: их соединение по окраске и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осматриванию и показу формы, выполнению сложных глазомерных действий.

Cенсорное воспитание, обращенное на развитие полного восприятия окружающего мира, служит основанием познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность интеллектуального, эстетического, физического развития в большой степени зависит от уровня сенсорного развития малышей, то есть от того, как совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающее.

Практика применения дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что  более сильно происходит сенсорное развитие малышей младшего возраста при условии, что  проводить в определенной системе, в близкой связи с общим ходом сенсорного воспитания и обучения дошкольников.   По сенсорному воспитанию дидактические игры   смогут рационализировать всю работу воспитателя и дадут вероятность проследить процесс сенсорного развития, помогут оценить результативность используемых средств сенсорного воспитания.  

   В  опыте сенсорного воспитания    дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

1.         Игры для сенсорного развития :

•          Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.  

•          Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п.   В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы   в соответствующие  для них отверстия.

•          Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п.   Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2.         Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п.   Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями.   Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д.   Цель этих игр  - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

  В группе для сенсорного развития детей формируется  предметная развивающая среда.     Есть дидактической столик для игр с водой и песком. Малышам нравится переливать воду из одного ведерка (зеленого) в другое (красное). Смешивать воду с песком и сооружать формочками различные фигурки

     Формирование речи считается важной задачей интегрированного занятия, элементами которого  учтена работа с сенсорными тренажерами. Развитие мелкой моторики руки прямо воздействует на развитие двигательных центров речи. Формирующие тренажёры могут дать возможность в условиях нахождения в группе раннего возраста не упустить столь  дорогое время для формирования пальцев и кисти детской руки.

     Важная роль в сенсорном развитии малышей относится природе. Запас знаний о природном окружении первоначально осуществляется чувственным путем, при помощи слуха, зрения, обоняния, осязания. И чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем значительно больше свойств и признаков выделит ребенок в исследуемом объекте, явлении, и тем богаче станут его представления. На основе данных представлений появляются воображение, мыслительные процессы, развиваются эстетические чувства.

      Несомненно, что сенсорное развитие нужно реализовывать в целостной связи с разной будничной деятельностью детей. Владение сенсорного эталона – это не только умение точно назвать какое-то свойство. Необходимо отчетливо представлять все разновидности этого свойства, и уметь использовать эти представления в дальнейшем анализе.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Фотоотчет «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»Фотоотчет «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности» ФОТООТЧЕТ Тема: «Развитие активного и пассивного словаря у детей раннего возраста через театрализованную деятельность» Воспитатель: Пескова.

Методическая разработка «Музыкально-сенсорное развитие дошкольников посредством различных видов музыкально-дидактических игр»Методическая разработка «Музыкально-сенсорное развитие дошкольников посредством различных видов музыкально-дидактических игр» .

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста посредством различных видов деятельности
Опубликовано: 1 октября 2024 в 14:36
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста посредством различных видов деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Швыркова (УИ 1904714) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД