Елена Швыркова
Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста посредством различных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности»
B данное время совершаются огромные изменения в экономической и политической жизни. Обновляются знания во всех областях, возрастает количество информации, которую люди обязаны быстро усвоить и для себя с пользой использовать. В ФГОС дошкольного воспитания, формируется возможность для дальнейшего волевого, эмоционального и познавательного развития детей. Важную роль заслуживает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, началом, которого значится сенсорное воспитание. Развитие ребенка воспринимать и формировать представления о внутренних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе - это сенсорное развитие ребенка. В раннем дошкольном детстве трудно переоценить важность сенсорного развития. Так как именно этот возрасте, как считают большинство исследователей, совершенствуется деятельность органов чувств, копятся представления об окружающем мире.
Публикация «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста посредством различных видов деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Нужно заметить, что улучшение и развитие сенсорных процессов естественно в ходе деятельности, обычно, затруднено. Малышам тяжело синхронно находить решение нескольких задач зрительного и слухового восприятия, во время разнообразного рода операций с данными предметами, что значится главным в сенсорном развитии. Уметь воспринимать объекты, проводить их анализ и сравнение, обобщение не организовываются сами по себе в процессе той или иной деятельности; нужно особое обучение по установленной системе, что показывает актуальность в развитии ребенка младшего возраста. Немаловажная специфика работы с ребенком раннего возраста - маленькая результативность вербальных методов воспитания. Объяснения правил, словесные инструкции нередко бывают несамостоятельными, потому что ребята еще плохо соображают, и что им еще тяжело управлять поведением с помощью слова. Слова, которыми пользуется воспитатель, непременное обязаны быть включены в контекст настоящих действий, обладать яркой интонационной окраской и сопровождаться должными движениями и жестами. Воспитатель обязан развивать не словами, а эмоциями, поступками. Как только взрослый сам увлечется какой-либо деятельностью, то он сумеет пробудить заинтересованность к ней у ребенка.
С совсем маленькими детьми не неплохо бы проводить фронтальные занятия, которые построены как школьный урок, в это время воспитатель высказывает новую информацию или показывает необходимые способы действия, а ребята осваивают их. Эти занятия не только не эффективны, но и носят вредный характер, потому что уничтожают энергичность ребят. Нужно употреблять в образовательной деятельности методов работы с детьми, которые соответствуют их индивидуальным и возрастным способностям согласно с ФГОС ДО. В этом возрасте задача обучения и воспитания состоит в том, чтобы поддерживать и развивать активность каждого малыша, призывать его желание общаться, действовать, решать практические задачи и играть - это подтверждает ФГОС ДО,
Главная задача воспитателя заключается не в том, чтобы обучить ребенка верному способу действий, представить или же подсказать точное решение, а в том, чтобы пробудить и оказать поддержку познавательной активности, нужно заинтересовать ребенка таинственным предметом и подтолкнуть к экспериментированию, которое он проведет сам.
Более результативными способами формирования у детей познавательных способностей оказывается объединение коллективной предметной деятельности ребенка ивзрослого. Воспитатель обязан рационально совмещать самостоятельные занятия малыша и коллективную деятельность с ребенком. Желательно, чтобы совместная деятельность не навязывалась малышу. Взрослый может предлагать ребенку свежие занятия, которые вызывают интерес, подключаясь к игре, отвечая на просьбы о помощи, показывать помощь в преодолении затруднений, вернее согласовывать и разделять действия и их поощрять, хвалить малыша. При этом не нужно осуществлять действия за ребенком, имеет значение, чтобы он сам научился выделять свойства предметов, которые ему нужны. например, соединять и подбирать части матрешки или пирамидки в нужном порядке. Не обязательно спрашивать ребенка истинного повторения образца действий. Нужно дать ребенку самому выбрать.
Сенсорный эталон – это понятие, которое разработал А. В. Запорожец в рамках теории развития перцептивных воздействий и обозначающее системы чувственных свойств предметов, которые были выделены в процессе общественно–исторического становления и вслед за тем предлагаются ребенку для усвоения и применения их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их качеств. В качестве подобных эталонов могут рассматриваться речевые фонемы,геометрические фигуры. Как указывается в работе Н. Н. Подьякова «сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о всевозможных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми способами обследования предметов, позволяющими более полно и расчленено понимать окружающий вокруг мир».
Формирование восприятия –это трудный процесс, который включает в качестве ведущих факторов усвоение детьми сенсорных эталонов, произведенным обществом, и овладение приемами обследования предметов. Сенсорное развитие обязано быть устремлено на обеспечение этих моментов. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент совместного интеллектуального становления малыша, с иной стороны, содержит самостоятельный смысл, например как полное восприятие нужно и для удачного формирования ребенка в детском саду, в школе и для разных направлений трудовой деятельности. Смысл сенсорного развития малыша для его жизни в будущем, выставляет его перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и употребления более действенных методов и средств сенсорного развития в детском саду. Основное назначение сенсорного воспитания обязано заключаться в вооружении малыша сенсорной культурой.
Сенсорная культура ребенка – это итог овладения им сенсорной культуры, которую создало человечество. Овладеть сенсорным эталоном – это еще не обозначает научиться верно называть свойство. Изучение сенсорных эталонов – это использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке качеств предметов.
В то же время с развитием эталонов нужно обучать малышей способам исследования предметов: их соединение по окраске и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осматриванию и показу формы, выполнению сложных глазомерных действий.
Cенсорное воспитание, обращенное на развитие полного восприятия окружающего мира, служит основанием познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность интеллектуального, эстетического, физического развития в большой степени зависит от уровня сенсорного развития малышей, то есть от того, как совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающее.
Практика применения дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что более сильно происходит сенсорное развитие малышей младшего возраста при условии, что проводить в определенной системе, в близкой связи с общим ходом сенсорного воспитания и обучения дошкольников. По сенсорному воспитанию дидактические игры смогут рационализировать всю работу воспитателя и дадут вероятность проследить процесс сенсорного развития, помогут оценить результативность используемых средств сенсорного воспитания.
В опыте сенсорного воспитания дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития :
• Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
• Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
• Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
В группе для сенсорного развития детей формируется предметная развивающая среда. Есть дидактической столик для игр с водой и песком. Малышам нравится переливать воду из одного ведерка (зеленого) в другое (красное). Смешивать воду с песком и сооружать формочками различные фигурки
Формирование речи считается важной задачей интегрированного занятия, элементами которого учтена работа с сенсорными тренажерами. Развитие мелкой моторики руки прямо воздействует на развитие двигательных центров речи. Формирующие тренажёры могут дать возможность в условиях нахождения в группе раннего возраста не упустить столь дорогое время для формирования пальцев и кисти детской руки.
Важная роль в сенсорном развитии малышей относится природе. Запас знаний о природном окружении первоначально осуществляется чувственным путем, при помощи слуха, зрения, обоняния, осязания. И чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем значительно больше свойств и признаков выделит ребенок в исследуемом объекте, явлении, и тем богаче станут его представления. На основе данных представлений появляются воображение, мыслительные процессы, развиваются эстетические чувства.
Несомненно, что сенсорное развитие нужно реализовывать в целостной связи с разной будничной деятельностью детей. Владение сенсорного эталона – это не только умение точно назвать какое-то свойство. Необходимо отчетливо представлять все разновидности этого свойства, и уметь использовать эти представления в дальнейшем анализе.