Элла Альбертовна Чухонцева
Методическая разработка «Музыкально-сенсорное развитие дошкольников посредством различных видов музыкально-дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Музыкально-сенсорное развитие дошкольников посредством различных видов музыкально-дидактических игр»
Музыкально-дидактические игры представляют собой универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной для понимания дошкольников форме прививать интерес и любовь к музыке, формирует у них понятия основ музыкальной грамоты.
Публикация «Методическая разработка „Музыкально-сенсорное развитие дошкольников посредством различных видов музыкально-дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Музыкально-дидактические игры являются средством активизации музыкального развития дошкольников и позволяют приобщать детей к активному восприятию музыки, кроме того они развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческие способности, а также являются отличным средством для психологического раскрепощения стеснительных детей.
Музыкально - дидактические игры представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки. Мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников.
На музыкальных занятиях я использую музыкально – дидактические игры для того, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, провести упражнения с детьми по формированию умения различать динамику, тембр, регистр, темпа и другие средства музыкально выразительности.
Музыкально - дидактические игры требуют от детей большой слуховой сосредоточенности. Я всегда объясняю детям, что в ходе музыкально-дидактической игры они должны вслушиваться в смену звучания мелодии и реагировать на это движением или определенными действиями. Необходимо исключить автоматическое выполнение заданий, иначе игра не достигает своей цели. Мы, с детьми, при помощи музыкально – дидактических игр, моделируем, звуковысотные, тембровые, и другие свойства музыкальных звуков. Я считаю, что игровые сюжеты должны быть просты и понятны дошкольнику, только в этом случае они будут ему интересны. Наглядный материал, изображающий музыкальные образы должен быть ярким, красочным, соответствовать содержанию игры.
С некоторыми из них, я хочу Вас познакомить.
Они подготовлены своими руками.
Игры на развитие ритмического слуха:
«Определи по ритму», «Долгие и короткие звуки»
Развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением.
"Эхо", "Кукушка"
Попевки: " Петушок", " Василек"
Игровой материал: карточки, на которых прикреплены пуговицы и изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, Большие пуговицы – длинные звуки, маленькие пуговицы – короткие звуки. Дети, при помощи хлопков, шлепков или притопов определяют и узнают по ритму название музыкальной попевки. Предложить детям проиграть ритмический рисунок на каком-либо детском музыкальном инструменте.
Игры на развитие тембрового слуха:
«Музыкальный домик»
Развитие у детей творческих способностей и умение различать тембр различных детских музыкальных инструментов.
Игровой материал: Картонный домик с прорезными окошками и карточки с изображением различных музыкальных инструментов (стучащий тембр: деревянные ложки, ксилофон, барабан; звенящий: бубен, бубенцы, тарелки; шуршащий: маракасы, свистящий: свирель)
Дети сидят на ковре перед музыкальным домик ом и слушают простейшую мелодию, а потом называют музыкальный инструмент и заполняют пустое окошко в домике. :
Игры на определение характера музыки:
«Узнай сказку»
Игровой материал: Карточки с изображением Волка и Красной шапочки.
Данная игра объединена общей целью: Развитие умений определять настроение и характер музыкального произведения, Г. Левдокимова «Красная шапочка и Серый волк». В легкой и увлекательной форме игры учить детей сопоставлять музыкальные образы, побуждать у них интерес к музыкальным произведениям различного характера. Игра способствует развитию внимания, воображения, логического мышления. Кроме того расширяют возможность детских высказываний о характере музыки, тем самым способствуют развитию связной речи.
Игры на развитие слухового восприятия:
«Кого встретил колобок?»
Развивать у детей представление о регистрах (высокого, среднего и низкого)
Игровой материал: Домик из плотного картона, разделен на две части: слева изображен веселый Колобок, справа вырезано окошко. С обратной стороны в щель вставляется полоска из картона в виде линейки, на которой изображен тот или иной персонаж сказки (заяц, волк, медведь, лиса).
Музыкальный руководитель проигрывает мелодию Г. Левдокимова «Кого встретил Колобок» в разных регистрах. «Заяц» - в высоком, «Лиса» - в среднем, «Волк» - в низком, «Медведь» - в очень низком. Дети угадывают и показывают на дидактическом пособии, какой персонаж изображен в музыке.
Игры на определение характера музыки:
«Что делают дети?»
Данная группа игр объединена общей целью: Развитие представления об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш. Умений определять настроение и характер музыкального произведения.
Игровой материал: Набор карточек: дети поют, девочка спит, мальчик и девочка танцуют, мальчики шагают. Дети слушают 4 пьесы разных жанров: «Детскую польку» М. Глинки, «Колыбельную», «Марш» Д. Кабалевского, «Вальс» Г. Свиридов и выбирают нужную карточку.
Игры на развитие звуковысотного слуха:
«Музыкальное лото»
В этой игре развиваем у детей музыкальную память, внимание и звуковысотный слух.
Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан, кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола). Дети должны на карточке выложить ноты кружочки так, как они звучат в мелодии (вверх, вниз или на одном звуке).
Игра на развитие памяти и слуха
«Сколько нас поет?»
Игровой материал: Три или четыре карточки с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй двое детей, на третьей трое, на четвертой - четверо).
Муз. рук. играет на инструменте один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков по слуху и поднимают карточки с изображением одной, двух, трех или четырех поющих детей в соответствии с количеством звуков.
Игра на развитие слухового восприятия
«Море»
Знакомить детей с особенностями классического музыкального произведения. Учить воспринимать образное содержание музыки. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы.
Игровой материал: три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего; грамзапись, наборы картинок с изображением волн моря на каждого ребенка.
Педагог предлагает послушать детям пьесу Н. А. Римского - Корсакова «Море» и рассказывает, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая разные его состояния: взволнованное, бушующее и тихое, спокойное. Дети с помощью карточек показывает эти изменения, т. е. раскладывают карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.
Занимаясь с детьми музыкально – дидактическими играми, я убедилась в том, что применение данных игр положительно сказывается на развитии музыкальности детей дошкольного возраста.