Карпикова Александра
Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Акцентирование внимания педагогов и родителей на процессе развития у детей самостоятельности определяется стилем современной жизни, изменением взглядов на социальную и интеллектуальную активность личности. Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи, педагоги, а также представители других смежных наук. В настоящее время такие ученые как Л. И. Анциферова, Р. С. Буре, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская, Н. В. Елизарова изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей. А. Н. Леонтьев считал, что дошкольное детство - это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных "механизмов" поведения, а также личностных качеств. Поиск способов, приемов, средств формирования самостоятельности непосредственно связан и обусловлен повышением качества воспитательно-образовательной работы в детских садах.
Публикация «Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Самостоятельность в общепринятом значении - это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным - объективная необходимость и естественная потребность ребёнка.
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни, которое воспитывается с раннего детства. Дети по природе своей активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из нас не знакомо стремление ребёнка к самостоятельности. «Я сам» – говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки и даже кормить его. Дети стремятся к самостоятельности. Для того чтобы ребенок приобрел эти навыки требуется помощь взрослых. Поэтому надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности, показать, научить, а уже потом предоставить возможность ребенку проявить себя, испробовать свои силы.
Самостоятельность - качество очень неоднозначное. Часто взрослые сетуют на неумение ребенка занять себя, придумать игру, на его неспособность выполнить простейшую просьбу: у него все валится из рук, самое элементарное задание вызывает у ребенка затруднение, действия неуклюжи; начатое дело не доводит до конца, отвлекается, если его не контролировать. Ученые единодушны в одном: самостоятельность - важнейшая характеристика личности, самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целенаправленности, без самостоятельности личность не становится полноценной.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. [2]
Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать её условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата. [24]
Для детей сюжетно- ролевая игра, которую часто называют "компаньоном детства", является основным элементом жизни, как доминирующей деятельностью, тесно связанной с работой и учебой. В сюжетно- ролевой игре задействованы все аспекты личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в игре активно работают все его психические процессы: улучшается мышление, воображение, память, эмоциональное и волевое исполнение.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сюжетно-ролевые игры, являются источником формирования социального сознания ребенка и развития самостоятельности. Они эффективно обучает способности действовать в соответствии с их собственными желаниями и предпочтениями, оказывать друг другу помощь, развивать чувство командной работы, ответственности за свои действия.
Конспекты, разработанные по данной теме :
Тема: «Ветеринарная клиника»
Цель: развитие самостоятельности посредством сюжетно - ролевой игры у детей 5-6 лет.
Задачи:
1. Уметь самостоятельно выполнять игровые действия, в соответствии с принятой ролью
2. Развивать сюжет на основе личного опыта и наблюдений, знаний, полученных из литературных произведений;
3. Согласовывать сюжет с другими участниками игры
4. Уметь самостоятельно подготавливать необходимые условия для её проведения
5. Уметь самостоятельно подбирать и использовать предметы – заместители.
Задачи по нравственному воспитанию:
1. Быть вежливым, относится с уважением к своим товарищам
Роли: ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животным
Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет: наблюдение за работой медицинской сестры (прослушивание фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы); чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций к сказке; чтение произведения Э. Успенского «Играли в больницу»; рассматривание медицинских инструментов:
Ход игры:
В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т. д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.
Тема: «Автомастерская»
Цель: развитие самостоятельности посредством сюжетно - ролевой игры у детей 5-6 лет.
Задачи :
1. Самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой роли; при этом проявляя творчество, развивая сюжет, находя удачное место для игры.
2. Уметь самостоятельно подбирать и использовать предметы – заместители.
3. Самостоятельно установить в игре ролевые взаимоотношений между друг другом.
Задачи по нравственному воспитанию:
1. Уважать труд других
2. Выполнять усвоенные нормы и правила в общественных местах
3. Быть дружелюбными друг к другу
Роли: слесари, автомастерской, водители, пассажиры, официанты придорожного кафе, работники автозаправочной станции, мойщики машин, администратор
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин по темам «Шофёры», «Автомастерская», «Ремонт автомобилей», «Какие разные машины», рассматривание иллюстраций в альбоме «Все работы хороши» ( профессии: механик, сварщик, автослесарь, шиномонтажник и т. д., беседа с детьми: «Для чего нужен автосервис», «Что такое гараж», «Какие профессии вы знаете?»
Ход игры:
Я получила послание от нашей Мудрой совы. Зачитаем его?
Дети. Да.
Воспитатель. На дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили часто ломаются. Я в своем кейсе отправляю вам загадочные знаки. Расскажите, что они обозначают и как можно помочь водителям? Откроем кейс?
Дети. Откроем.
Воспитатель открывает кейс и достает дорожные знаки – автомойка, заправка, ремонт машин.
Воспитатель. Дети, что это?
Дети. Дорожные знаки - автомойка, заправка, ремонт машин.
Воспитатель. Как мы можем помочь водителям?
Дети. Откроем автосервис и отремонтируем машины.
Воспитатель. Людей какой профессии можно встретить на станции автосервиса?
Варианты ответов детей.
Воспитатель. Администратор - профессия человека, который руководит работой всех специалистов автосервиса, выслушивает жалобы и предложения от клиентов.
Если машина сломалась далеко от автомастерской или попала в аварию и ее надо доставить в мастерскую, нам поможет служба эвакуации. Эвакуаторщик передает автомобиль в службу диагностики.
Автослесарь – это профессия человека, который занимается ремонтом машин
Для того, чтобы машина работала, ей необходим бензин.
Кассир работает на автозаправке, который выдает чек, где написано сколько литров бензина вам нужно залить в бензобак, и заправщик, который заправляет машину.
Чтобы машина была чистой, необходимо ее помыть – этим занимается автомойщик.
Если у вашей машины прокололось колесо, вам необходимо срочно отправиться на шиномонтаж.
Дети самостоятельно распределяют роли, подбирают атрибуты.
Самостоятельная игра детей (предполагаемые ролевые действия) :
Окончание игры.
Администратор. Рабочий день закончился, все машины отремонтированы. Автосервис закрывается, нужно привести свои рабочие места в порядок, а посетителей, прошу оставить свое мнение о работе Автосервиса в «Книге отзывов». Красный - работа выполнена быстро, качественно, вежливо разговаривал с товарищами по игре зеленый - не справился с работой, невежливо общался с товарищами по игре.
Дети оценивают работу товарищей цветными кругами
Тема : «ГИБДД»
Цель: развитие самостоятельности посредством сюжетно - ролевой игры у детей 5-6 лет.
Задачи:
1. Распределять роли и действовать согласно принятой роли, закрепляя знания о правилах дорожного движения, при этом ориентироваться по дорожным знакам;
2. Соблюдать правила ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, без подсказа воспитателя
3. Согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
4. Находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры
5. Уметь самостоятельно подбирать и использовать предметы – заместители
Задачи по нравственному воспитанию:
1. Уважать труд других
2. Выполнять усвоенные нормы и правила в общественных местах
3. Быть дружелюбными друг к другу
Роли: работники автомастерской и бензозапраки, автомобилисты, сотрудники ГИБДД
Предварительная работа: беседы на тему: «Знай и выполняй правила уличного движения», «Зачем нужны дорожные знаки», чтение: «Автоинспектор», «Шофёр» Н. А. Кнушевицкая.
Ход игры:
Детям предлагается выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города, а остальные дети – автомобилисты. По желанию распределяют роли работников бензозаправщик и автомастерской. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.
ПАМЯТКА ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДАННОЙ ТЕМОЙ:
Стенд для родителей на тему «Сюжетно - ролевая как средство развития самостоятельности у детей 5-6 лет»
Самостоятельность - это способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы.
Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его
Что должны уметь дети 5-7 лет в сюжетно – ролевой игре :
- самостоятельно выбирают тематику игр, определяют замысел;
-Отображают в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьми;
- ставят игровые задачи сверстникам, определяют предметные и ролевые способы их решения;
-Принимают игровые задачи от сверстников или тактично от них отказываются, договариваются по поводу ролевого взаимодействия;
-Поддерживают длительное взаимодействие в игре;
-Меняют роли в процессе игры;
-Ведут ролевой диалог;
-Ролевые высказывания возникают по инициативе ребенка или сверстника;
-Взаимодействие со сверстниками бывает кратковременным и длительным;
Сюжетно-ролевая игра включает следующие взаимосвязанные компоненты:
1. Воображаемая ситуация. Вторая реальность создаётся после того, как один из игроков произносит слова «как будто».
2. Сюжет. Это события, которые происходят в игре: посетители парикмахерской ждут очереди на стрижку, доктор принимает пациентов, мама моет посуду и т. д.
3. Роль. Во время игры ребенок не просто действует за своего героя, но проживает его жизнь. Количество и разнообразие ролей зависят от возраста играющих и особенностей сюжета.
4. Отношения. Для этого вида игр характерны два плана отношений: игровые и реальные. Игровое взаимодействие – это разговор «мамы» и «дочки», диалог «продавца» и «покупателей», «врача» и «пациента». В реальные отношения дети вступают, чтобы обсудить варианты развития игры, оспорить поведение участников.
5. Правила. Это только на первый взгляд, кажется, что такой вид игры не содержит правил. На самом деле они есть, но выражены не столь явно. Так, если дети играют в больницу, то ребёнок, исполняющий роль врача, должен быть в белом халате, сидеть в «кабинете», чё тко следовать логике совершаемых действий: осматривать «больного» и ставить диагноз.
Три правила, действующие при организации игр:
1. Игра не должна строиться на принуждении.
2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.