Ирина Ознобихина
Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
И. Ю. Ознобихина, Е. Ю. Костылева
МАДОУ «ДС №83» г. Братск
Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников
посредством проектной деятельности
На сегодняшний день, сформулирован социальный заказ государства системе образования - воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств личности, что стремление к самостоятельности свойственно детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. [2]
Публикация «Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников посредством проектной деятельности» размещена в разделах
Инициативный ребенок - это любой ребенок, независимо от того обладает он или нет стандартным потенциалом действия и развития; это ребенок с потребностью самовыражения и самооценки, с реальной возможностью и необходимостью взаимодействовать со своим социальным окружением. Важнейший посыл инициативного ребенка : «Хочу быть замеченным…».
Наблюдая за тем, как ребята нашей группы общаются между собой, как рассказывают о своих впечатлениях, о том, что их удивило или обрадовало, мы заметили, что большинство детей мало проявляют активность, самостоятельность и редко прибегают к речи по своей инициативе.
Решая данную проблему, мы запустили в нашей группе проект «А я хочу вам рассказать.», ключевая идея которого развитие самостоятельности и инициативы детей.
Данный проект предполагает активное взаимодействие детей и взрослых – педагогов и родителей, в определении тем, содержания, форм, способов, процессов и результатов совместной деятельности. Роль взрослого заключается в создании таких условий, чтобы вызвать интерес ребенка, где он может проявить свою самостоятельность и инициативность. Это делается с помощью изменения предметно-пространственной среды и обсуждения с детьми их планов.
Так, однажды, во время утреннего круга, Саша обратил внимание на свою фотографию с осетром и рассказал о рыбалке на Байкале сосвоей семьей. Дети стали вспоминать, какую рыбу еще можно поймать в озере. Началось активное обсуждение – дети делились своими соображениями о том, что они знают, хотят узнать по выбранной теме, что предполагают сделать, чтобы узнать. Так появилась тема про байкальских рыб.
Детские высказывания стали основой плана образовательной работы, совместно выработанного детьми и взрослыми. А еще мы получили самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно выбранные дела, и действия – и нам не нужно придумывать мотивацию. Она уже есть, причем внутренняя.
На вечернем же круге мы определили день и время, когда ребята будут рассказывать о своей проделанной работеи это будет являться итоговым продуктом тематической недели. Затем каждый ребенок высказался, в какой форме он будет представлять свою работу, и оформлять ее. Воспитатель же ограничился статусом модератора, напомнив детям, какие формы представления работы могут быть: рисунки, фотографии, рассказы, заучивание стихотворений, с использованием мнемотаблиц, придумывание сказок с использованием пиктограмм и др. Но право выбора всегда остается за ребенком.
«Изображаю - значит знаю. Это процесс мысленного моделирования окружающей действительности, в соответствии с чем рисование или фотографирование следует рассматривать как среду для познания». [1] Это высказывание показывает, как важно для детей документировать полученный опыт. Поэтому, считаем хорошей идей дать детям возможность презентовать свои собственные идеи во время работы над проектом. Это те моменты, когда мы сможем узнать очень многое о том, что происходит в детских головах, и о том, чему они научились и как далеко продвинулись в своем развитии.
И здесь не обойтись без родителей, которые помогают детям в течение недели подобрать материал и оформить работу (рисуют, придумывают, читают, шифруют и т. д.).Так, родители не только увидят наглядное подтверждение образовательных действий, которые предлагаются их детям, но и почувствуют свою сопричастность к детсадовской жизни.
В назначенную ребенком дату он приносит свои материалы - книги, презентации, иллюстрации по теме проекта и рассказывает о нем в своей группе, и, при желании, в других группах. После этого идет обсуждение, где дети задают друг другу вопросы и стараются дать на них развернутые ответы.
Основная задача здесь – анализ деятельности детей : что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному раннее, что помогло и что мешало в достижении цели. И еще одна задача, не менее важная, но скрытая от детей – заразить энтузиазмом («Смотрите, какие интересные работы получились у Саши, Насти») и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят. Вот так. На итоговом сборе, по окончанию проекта каждый ребенок может испытать чувство глубокого удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворение жизнью на данный момент, а это не что иное, как счастье в одной из его разновидностей. [3]
Все детские проектные работы мы обязательно собираем в один альбом, доступный и детям, и взрослым. Ведь это свидетельство жизнетворчества ребенка, т. е информационный ресурс для родителей; это фиксация дел и действий ребенка, т. е. основание для самоанализа и самооценки. По этим материалам ребенок легко восстанавливает в памяти события, использует их как опору для рассказов, обсуждений, аргументирования суждений, вопросов и пр. Он учится размышлять над собственным выбором, своими действиями и действиями других, над результатами и достижениями.
Таким образом, воспитание самостоятельности и инициативности дошкольниковявляется важной задачей и ценностным ориентиром дошкольного образования, делая детей более независимыми от взрослых, сглаживая трудности вхождения в детский коллектив, поднимая личностную самооценку.
Литература:
1. Бостельман А., Энгельбрехт К. Организация увлекательных проектов в детском саду : пошаговое руководство учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / А. Бостельман, К. Энгельбрехт; под. ред. Л. В. Свирской. – Москва: издательство «Национальное образование», 2020. – 48 с.
2. Михайлова-Свирская Л. В. : Детский совет: методические рекомендации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного возраста / Л. В. Михайлова-Свирская. – 2-е изд. – Москва: Издательство «Национальное образование», 2018. – 80 с.
3. Федина Н. В., Ламонова Ю. А. Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников / Н. В. Федина., Ю. А. Ламонова // Справочник старшего воспитателя. – 2016. – № 6. – С. 4-10.