Ольга Кортикова
Развитие самостоятельности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Интерес к изучаемой проблеме обусловливается в настоящее время задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности.
Публикация «Развитие самостоятельности детей раннего возраста» размещена в разделах
Препятствия, которые возникают при формировании самостоятельности, активности детей (гиперопека, авторитарность, высокие требования и критика со стороны взрослых, препятствуют нормальному развитию самосознания и самооценки детей, приводят к тому, что негативизм, упрямство, агрессия, тревога, отгороженность становятся устойчивыми свойствами личности. Эти качества влияют на все виды деятельности детей и могут привести к серьезным отклонениям в младшем школьном и подростковом возрасте.
Важной характеристикой данного возрастного этапа является лабильность эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношения к людям и предметам, еще не фиксированы и могут быть подвержены изменениям при изменении ситуации. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или некому прийти на помощь. В такой ситуации вероятна эмоциональная вспышка. «Фиксация на запрете при появлении другого положительного стимула, отсутствие положительной эмоциональной реакции на новую игрушку и иные показатели регидности эмоций, так же как и фиксация на отрицательных эмоциях, являются серьезными показателями отклонения в развитии эмоциональной сферы, и в общем психическом развитии в этом возрасте».
Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.
Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот. Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал. Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых, наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).
Развитие самостоятельности у детей раннего возраста можно начинать с таких сфер, как:
самостоятельно одеваться и раздеваться;
пользоваться ложкой и вилкой;
помогать взрослым, выполняя простые поручения: например, накрывать на стол, убирать грязную посуду;
наводить порядок в комнате, убирать за собой одежду и игрушки.
Навыки самообслуживания не возникают сами по себе, поначалу ребёнку потребуется помощь взрослых.
Важно создать условия для проявления самостоятельности : например, можно обустроить малышу вешалки для одежды и полотенец на удобном для его роста уровне, выделить определённое место для хранения его туалетных принадлежностей, игрушек.
В любом возрасте можно постепенно начинать приучать его к самостоятельности и ответственности через те действия и задачи, которые для него посильны и понятны в его возрасте. Процесс воспитания проходит в определенной последовательности:
1 этап. Сначала родители делают что-то вместе со своим ребенком. Например, они вместе убирают игрушки, тем самым показывая, как и куда их необходимо убирать. Помогая ребенку, если он не справляется. Взрослым важно помнить о том, что должны быть созданы условия, в которых ребенок сможет выполнять определенные действия. Например, размер игрушек должен соответствовать силам ребенка. Должно быть определенное место (коробка, полка, ящик, угол, куда ребенок сможет убрать игрушки. В противном случае он будет делать это так, как сам захочет, что, возможно, будет сильно отличаться от ожиданий родителей.
Помимо условий, родители могут добавлять различного рода ограничения, ориентированные на желания ребенка. Например, мама может сказать: «Сначала мы уберем игрушки, а потом почитаем сказки». Таким образом будут формироваться границы, правила и мотивация.
2 этап. После того как ребенок прошел весь процесс с родителями, взрослые дают ему возможность убирать игрушки самостоятельно, наблюдая за ним и при необходимости корректируя или помогая ему. Важно понимать, что до трех лет у детей появляется интерес подражать родителям. Они могут сами проявлять инициативу и что-то делать: подметать пол, помогать убирать со стола приборы. Безусловно, чем меньше малыш, тем меньше шансов, что он сделает это так же хорошо, как взрослый человек. Но его и не нужно этому учить. Важно давать ему возможность делать так, как у него получается. Не нужно с раздражением забирать веник: «Ты неправильно делаешь. Давай я лучше сама сделаю». Важно хвалить его и немного поправлять: «Молодец. Какой ты у меня самостоятельный. Давай мы немножко поправим». Наш мозг так устроен, что он запоминает первую и последнюю информацию. То, что находится в середине, не особо усваивается. Именно поэтому так важно сначала хвалить, чтобы ребенок обрадовался, и только потом корректировать.
3 этап. Взрослые просят ребенка убрать игрушки самостоятельно, максимально снижая свой контроль. Этот этап для многих родителей становится настоящим испытанием. Они пытаются научить ребенка выполнять действие настолько идеально, что не дают ребенку возможность ошибиться и почувствовать на себе последствия своих действий. Они заставляют его делать только так, как сказали они, даже если сам ребенок сопротивляется. Если же он надел колготки задом наперед и не хочет их поправлять, то можно попробовать дать ему так походить, чтобы почувствовать, что это неудобно, неприятно. Помимо дискомфорта, ребенок может услышать от кого-то, что это некрасиво. Так у ребенка появится возможность на простом действии прожить свою ошибку, подумать, сделать вывод и, возможно, не сопротивляться предложениям взрослых, а прислушиваться к ним.
Когда родители предоставляют возможность ребенку делать что-то без помощи взрослых, формируются самостоятельность и самоконтроль. Когда ребенок сталкивается с последствиями своих решений и действий, формируется ответственность. Также в возрасте трех лет появляются первые признаки воли, которые, с одной стороны, выражаются в протесте, а с другой — заканчиваются достижениями. Если взрослые закрепляют это похвалой, то малыш получает позитивный опыт того, что он многое может сам. В детстве это не сильно влияет на жизнь ребенка, там у него нет большой возможности делать выбор, а вот во взрослом возрасте этот навык пригодится, потому что, чем старше становится человек, тем большее количество выборов ему приходится делать.