Анжела Цибукова
Развитие речи в сюжетно-ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника. Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его речи. Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношение между ними. В ходе игры воспитатель должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через сюжетно-ролевую игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, сюжетно-ролевая игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника, а также идёт развитие речи детей. Наша задача правильно построить воспитательно-образовательную работу. В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с опытом, с развитием их интеллектуальных способностей. А чтобы сделать детскую речь более выразительной и содержательной, нужно ознакомить их со всеми сторонами речи : звуковой культурой, грамматическим строем, обогащать и активизировать словарь. Овладев всем выше перечисленным, ребенок сможет легко выражать свои мысли, общаться, правильно строить свои взаимоотношения, как со сверстниками, так и с «окружающим миром».