Фергана Насибова
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей 4–5 лет в сюжетно-ролевой игре»
▼ Скачать + Заказать документы
«Социально-коммуникативное развитие детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре»
Выполнила: Насибова Фергана
Гаджимахмуд-кызы
воспитатель, МБДОУ д/с № 255 г. о. Самара
Самара, 2018
Содержание
Введение
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре»
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Публикация «Педагогический проект „Социально-коммуникативное развитие детей 4–5 лет в сюжетно-ролевой игре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Актуальность: Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Особенно важную роль играет общение в дошкольном возрасте, являясь одним из главных условий успешного личностного развития ребенка. Начиная активную жизнь в обществе, ребенок сталкивается с множеством трудностей. Они связаны не только с недостатком знаний об этом мире, но и с необходимостью научиться жить среди себе подобных, то есть комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают.
Проблемой развития коммуникативных навыков у детей занимались следующие учё ные: П. Я Гальперин, Т. В. Драгунова, А. В Запорожец, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина.
Мы рассматриваем сюжетно-ролевую игру, потому что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того, игра это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Такие игры наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания и развития ребенка.
С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями.
Наиболее эффективной формой с внедрением ФГОС является форма тематических недель. С целью обогащения знаний детей по теме сюжетно-ролевой и режиссерской игр должна проводиться НОД, включающая в себя беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстративного материала, обсуждение видео презентаций. Очень важен подбор художественной литературы, в которой есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики. Так же должна осуществляться разнообразная продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная с воспитателем) по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Такая форма деятельности активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки развития творчества. Для более успешного проведения игры желательно планировать в плане эпизоды (блоки – сюжеты) запланированной игры. Где воспитатель выступает то равноправным партнером, то лидером, демонстрирующим более сложные способы игровой деятельности.
В современной дошкольной педагогике можно выделить несколько подходов к организации сюжетно-ролевой игры
1. Традиционный подход (Д. В. Менджерицкая, Р. С Жуковская, считают, что игра -как самостоятельная деятельность, не требует вмешательства педагога, взрослому важно дать знания об окружающей действительности, и актуализировать их в опыте ребенка.
2. Комплексный подход (Е. В. Зворыгина, С. Л. Новоселова, руководство игрой сводится к использованию педагогом комплекса методов и приемов, направленных на предварительную подготовку к игре, посредством ознакомления с окружающим, организации конкретных игр с целью овладения игровыми умениями.
3. Партнерский подход (Н. Я Михайленко, Н. А. Короткова) направлен на формирование у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют содержание. Основной принцип: Взрослый –играющий партнер.
Для реализации своего проекта, мною был выбран комплексный подход. С помощью него удается более полно раскрыть тему проекта, используя различные приемы и методы работы с детьми, и данный подход является наиболее адаптивным для возраста 4-5 лет.
Т. к именно этот возраст является сенситивным для развития воображения, творческой активности, они способны придумывать много нового. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий.
Почему же именно проектная форма работы? Это не случайно, ведь проектная деятельность в ДОУ приобретает все большую популярность. Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог создаёт собственный проект, который решает какую-либо исследовательскую задачу. Внедряет этот проект в работу с детьми. Таким образом дети занимаются поисковой деятельностью. Если просто объяснить детям какой-то материал, то есть риск, что в скором времени этот материал забудется. Но если дети сами искали пути решения какой-либо задачи, задействовав мыслительные процессы, то эти мысли будут их собственными. Проектная деятельность в детском саду — это совместная игровая или творческая деятельность. Она развивает самостоятельность, ответственность, инициативность, целеустремлённость.
Цель проекта :
Повышение познавательной активности и уровня социально – коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры.
Задачи проекта :
Стимулировать познавательную активность детей в игровой деятельности;
Развивать коммуникативные, творческие умения, приобретение социального опыта;
Создать условия для сплочения детского коллектива: стимулировать детей к пониманию чувств других, стремлению оказывать поддержку и сопереживать;
Предварительная работа:
1. Изучение и анализ научно – методической литературы по теме проекта.
2. Создать условия для предметно – пространственной развивающей среды (игровые центры) с учетом места, времени в режиме дня.
3. Создать материально – игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы – заменители, бросовый материал, который дети используют во время сюжетно – ролевых игр.
4. Составить перспективное планирование сюжетно – ролевых игр на год (сентябрь – август).
5. Разработать план взаимодействия с родителями через различные формы (анкетирование, беседа, консультация, родительское собрание, информационное оформление стендов.
6. Информационная работа с педколлективом.
Разработка проекта :
Работа по обогащению жизненного и игрового опыта детей :
чтение художественной литературы, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о труде, профессиях, о дружбе;
рассматривание иллюстраций, картин;
дидактическая игра «Профессии»;
беседы с детьми на тему «Кем я хочу стать, когда выросту?»
использовать различные методы и приемы такие как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре.
Разработка социально-игровых ситуаций и внедрение их в игровую деятельность.
Анкетирование родителей.
Ожидаемые результаты:
В ходе игры дети смогут повысить свою познавательную активность, пополнить свои знания о профессиях.
Дети получат положительный опыт игрового коллективного взаимодействия, научатся устанавливать партнерские, дружеские отношения друг с другом в своих игровых микро группах, научатся договариваться, выслушивать ответы товарищей, решать спорные вопросы, находить общие решения.
Каждый ребенок сможет проявить инициативу, предложив свой личный вариант игры.
Участвуя в игре, дети приобретут опыт саморегуляции и взаимоконтроля.
Результаты проекта :
Формирование основ социально – коммуникативного развития с помощью сюжетно – ролевых игр ведет к более гармоничному развитию личности, оказывает положительное влияние на всю последующую деятельность человека в обществе.
Через игру ребенок проникает в мир взрослых, вступает с ними во взаимодействие. Социальные отношения являются основой в развитии интеллекта, речи и мышления, так как деятельность и слово помогают развитию мышления.
Играя, ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в мир правил человеческих взаимоотношений. Значение игры трудно переоценить в том, что нормы, которые лежат в основе человеческих взаимоотношений, через игру развивают мораль самого ребенка.
В сюжетно-ролевой игре ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, овладевает способами взаимодействия, начинает осознавать разный характер отношения к нему окружающих людей и свое отношение к ним. Как никакая другая деятельность, сюжетно-ролевая игра приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения.
Заключение:
В ходе проведения проекта дети стали активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже стали возникать конфликтные ситуации как в играх так и при общении со сверстниками. Повысился интерес к сюжетным играм, обогатились знания, повысилась дисциплина, организованность детей, расширялись сведения об окружающем, грамматический строй речи стал заметно правильнее, повысился интерес к трудовой и познавательной деятельности, улучшились взаимоотношения между детьми в группе.
Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно, развёртывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель владея игровой «грамотой», игровой культурой способен развернуть правильный и интересный сюжет для дальнейшей игры.
Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры. Следует особо отметить, что игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой возможно лишь как бы изнутри, когда воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку (игровыми же средствами) новые повороты в развитии сюжета. Это значительно труднее, чем организовать обучающее занятие. Научить игре можно, лишь играя.
Вместе с тем без помощи взрослого игра сама не возникает. Взрослый дает ребенку нужные игрушки, именно он обозначает предметное действие как ролевое и условное; он помогает наладить детям взаимодействие и взаимоотношения в игре.
Список литературы:
Коневич С. В. Социально-личностное развитие дошкольника. Детство-Пресс 2013 г.
Смирнова Е. О., Рябикова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. – 2013. – № 2. – С. 42–48.
https://www.maam.ru/detskijsad/obrazovatelnyi-proekt-325190.html
Приложение:
Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
Цель: Обучение сюжетно-ролевой игре «Автобус»
Задачи:
1. Обучать выполнять игровые действия в соответствии взятой роли.
2. Закреплять умение брать на себя роль шофера, и пассажиров и действовать
с их назначенной ролью.
3. Продолжать учить использовать атрибуты для этой роли, закреплять умение действовать в соответствии с их назначением.
4. Обучать ролевому диалогу. Расширять и активизировать словарный запас
детей.
5. Продолжать воспитывать вежливое отношение друг к другу, правила поведения в пассажирском транспорте.
Оборудование:
Стульчики для постройки автобуса, место для шофера, шапочка для шофера,
сумка с билетами, билеты.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. На чем можно отправиться?
(ответы детей).
Воспитатель: Я предлагаю поехать на автобусе и создадим мы его сами. Из чего будем строить?
Дети: Из стульчиков и крупного строителя. Строительство автобуса.
Воспитатель: Вот и готов наш автобус… А кто обычно водит автобус?
Дети: водитель, шофер.
Воспитатель: А кто работает вместе с водителем? Кто дает билеты пассажирам?
Дети: Кондуктор
Воспитатель: Правильно! Вы молодцы – все знаете! Значит, нам нужно выбрать водителя и кондуктора для нашего автобуса. Давайте встанем в круг. (дети встают в круг) Ребята, что необходимо водителю, чтобы управлять автобусом?
Дети: (ответы детей) руль!
Воспитатель: Правильно – руль! Вот он (показывает руль). С помощью этого руля мы найдем нам водителя. Я отвернусь, а вы передавайте руль друг другу по кругу. Как только я скажу «стоп», вы останавливаетесь, и у кого руль окажется в руках – тот и будет водителем. Готовы? Начали (Выбирается шофер, на него надевается фуражка)
Воспитатель: Вот и наш водитель. Твоя роль – управлять автобусом. На каждой остановке, ты должен объявлять их название. Садись в автобус. Теперь нам нужно выбрать кондуктора. Мы будем выбирать также, только, в этот раз мы будем передавать сумку кондуктора. Готовы? Начали! (Выбираем кондуктора)
Воспитатель: Кондуктор, посмотри, что в твоей сумке? Конечно билеты! Ты должен (а) давать билеты пассажирам и провожать их на места в автобусе. Как ты будешь это делать?
Кондуктор: Вот ваш билет! Садитесь, пожалуйста, сюда!
Воспитатель: Молодец! Ребята, а мы все будем пассажирами, проходите в автобус.
Пассажир: Дайте, пожалуйста мне билет?
Кондуктор: Вот ваш билет! Садитесь, пожалуйста, сюда!
Пассажир: Спасибо (расплачиваются предметами заместителями или вооб-ражаемыми монетками). После того, как все займут места и приобретут билеты, автобус отправляется в дорогу.
В нашем случае, мы решили сделать две остановки: «Игровая», «Загадоч-
ная».
Далее действия происходят в соответствии с заданным названием.
Водитель: остановка «Игровая»
Воспитатель: Ребята, выходите, на этой остановке мы с вами поиграем.
Проводится игра:
«Радио» Цель: Формирование эмпатии, терпимого отношения к сверстникам. Дети садятся в круг. Выбирается ведущий, который садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Я ищу своего одногруппника (подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду). Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. Тот, кого загадали, занимает место ведущего.
Воспитатель: Молодцы! Здорово поиграли, понравилось? Давайте поедем дальше и посмотрим, что нас ждет на следующей остановке.
(Занимают свои места)
Водитель: следующая остановка «Загадочная»
Воспитатель: На этой остановке нам предстоит отгадать загадки.
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Автобус
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят разноцветные дома.
Трамвай
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
Троллейбус
Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница.
Поезд
Он в автобусе сидит
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли.
Кондуктор
По вагону он пройдёт –
Безбилетников найдёт.
В цехе друг его сидит –
Он за качеством следит.
Контролёр
Может он большим, тяжёлым
управлять грузовиком
иль возить детишек в школу,
если далеко пешком.
Иль автобус, иль маршрутку,
или самосвал с углём
он ведёт, забыв про шутку –
ведь сидит он за рулём! Водитель
Воспитатель: Со всеми загадками справились, все отгадали! Нам пора возвращаться в детский сад, занимайте свои места.
Водитель: Остановка «Детский сад»
Воспитатель: Вот мы и приехали обратно в наш детский сад. Смотрите, водитель автобуса превратился обратно в нашего (имя ребенка, а кондуктор в нашего (имя ребенка, а наш автобус превратился в наши стульчики, которые необходимо расставить по местам.
При повторном обыгрывании используется другой сюжет. По пути автобус делает остановки, у пассажиров появляется цель поездки, которая определяется самими детьми на выбор (они или собирают в лесу грибы, ягоды, посещают парикмахерскую или больницу, идут на работу, или заходят в магазин сделать покупки и т. д.).