Папки-передвижки

Презентация проекта «Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

Светлана Кобозева -Салмина
Презентация проекта «Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность:

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.

Публикация «Презентация проекта „Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре“» размещена в разделах

Согласно ФГОС ДО – основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п 2.4.). Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей через :

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Не директивная модель поведения взаимодействия присуща педагогам с демократическим стилем общения. Считается наиболее эффективной и оптимальной моделью взаимодействия. Для не директивной модели взаимодействия присущи:

• глубокий контакт с воспитанниками;

• проявление уважения и доверия к ним;

• стремление наладить эмоциональный контакт с ребенком;

• отсутствие подавления ребёнка строгостью и наказанием;

• преобладание положительных оценок в общении с детьми.

Не директивная модель взаимодействия педагога с воспитанниками обеспечивает:

• дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником;

• вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе;

• дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.

Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельные, без посторонней помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности.

Для создания творческих ситуаций в игровой деятельности в старшем возрасте создана предметно - игровая среда, в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

Но самое главное – в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Правила поведения обязательные при проведении сюжетно-ролевой игры, воспитывают у детей умение контролировать своё поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнёрами, способствуя формированию характера.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра, как никакая другая деятельность, предоставляет дошкольникам возможность в полной мере проявить самостоятельность, инициативу и творчество. Самостоятельность в игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы.

Цель проекта : развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Задачи проекта :

- обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами;

- создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр;

- формирование представлений детей о таких гуманных качествах как доброжелательность и взаимопомощь;

- формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов;

- поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазированиям, играм в самодельной предметной среде;

- формирование умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры;

- побуждать детей к совместным действиям, направленным на поддержку сверстника;

- формирование ориентации группы детей, объединенных совместной деятельностью, на детей, не принимающих участие в ней, но проявляющих к ней интерес.

Проблема: "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни наших детей.

Обоснование проблемы:

1. Игровая культура детей, как основное условие развития личности ребенка, искажена.

2. Дети не могут принять решения в игровых ситуациях, выстроить диалог со сверстниками, не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса к ролевым играм

3. Дети говорят много, но плохо.

4. Резко снижены воображение, творческая активность.

Вид проекта : практико-ориентированный

Участники проекта : дети группы (5-7лет, воспитатели, родители воспитанников.

Участие педагогов в проекте :

- воспитатели участвуют в обсуждении плана проекта;

-создают условия в группах для проведения сюжетно-ролевых игр, пополняют предметно-развивающую среду (атрибуты к играм, игровые центры);

-взаимодействуют с родителями в создании сюжетно-ролевых игр;

-проводят мероприятия с детьми (беседы, создание и обыгрывание проблемных ситуаций, обыгрывание сюжетных ситуаций).

Деятельность детей:

-активно участвуют в проводимых играх;

-совместно с родителями и педагогами готовят атрибуты к играм;

-обыгрывают сюжетные ситуации, после прослушивания художественных произведений, просмотра сюжетных картинок;

-расширяют кругозор и общение через игры.

Участие родителей в проекте :

- совместно с детьми и педагогами готовят атрибуты к играм;

- взаимодействуют с педагогами в создании сюжетно-ролевых игр;

- участвуют в проведении мероприятий с детьми.

Срок реализации проекта : сентябрь 2017 г. – май 2019 г.

Ожидаемые результаты:

- расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;

-формирование навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;

-стремление к реализации игрового замысла;

-умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё;

-качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей.

-самостоятельное инициирование игры, совмещение нескольких сюжетов, творческое развитие игровой ситуации;

-активная позиция детей по «реалистичности» исполнения роли всеми участниками игры; трансляция «должного» для этой роли поведения игрока.

-значительно возросший интерес воспитанников к сюжетно-ролевой игре, дополнение игры театрализованными зарисовками детей.

-очевидный воспитательный эффект: повышение культуры поведения, взаимоотношений, развитие наблюдательности, внимание к окружающей действительности, уважение к результатам чужого и собственного труда.

Принципы организации сюжетной игры

Первый принцип: заключается в том, что в совместной игре с детьми позиция педагога - это позиция «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствует себя свободным и равным с взрослым.

Из этого следует второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

Третьим принципом организации сюжетной игры является ориентирование ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей в трудах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, включает следующие компоненты:

– обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

– обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;

– своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

– активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

– умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Методика применения сюжетно-ролевой игры :

Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.

Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры мы стремимся к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяет предполагаемые роли и средства игровой организации.

Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель ведет беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями. Создание воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.

Распределение ролей. Педагог каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Для того чтобы предотвратить конфликты между детьми, мы используем во время распределения ролей считалки, жеребьевку, фишки, символы, бейджики, а так же сами дети могут предложить роль другим участникам игры.

Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры, мы используем некоторые методические приемы, например, можно рассмотреть альбомы, просмотреть видео материал, прослушать звуковое обращение, использовать информационно коммуникативные технологии для игровой мотивации. Чтобы сформировать неподдельный интерес у детей к той или иной игре. Но иногда, когда это необходимо, подготавливая группу детей к разыгрыванию игрового эпизода, главные роли мы распределяем между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

Сохранение игровой ситуации. Вы знаете, что существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре. Поэтому мы задаем тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию, стараемся обыгрывать любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия на детей осуществляем в игровом ключе, не разрушая игровой ситуации, в ходе сюжетно - ролевой игры включаем развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами.

Завершение игры. Разрабатывая план игры, заранее намечаем предполагаемую концовку, но стоит учитывать, что любая сюжетно-ролевая игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не пропадет интерес. И может продлиться даже до полутора часов. Заботимся о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

I этап проекта : подготовительный

1. Выявление проблемы.

2. Сбор и анализ методической литературы по данной теме.

3. Планирование деятельности.

4. Создание условий для развития инициативы и самостоятельности у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

II этап проекта : основной.

Непосредственная реализация проекта в группе : беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованные игры; организация совместной с воспитателем, либо самостоятельной игровой деятельности детей.

Реализации проекта в группе :

Первый этап. Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдение, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми, их деятельностью (кто, чем, почему занимается).

Второй этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре») :

- определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

- создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчество с воспитателем, детского коллекционирования;

- совместная игровая деятельность воспитателя и детей;

Третий этап. Коллективная и самостоятельная деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры.

Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.

Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, воспитанию самостоятельности, инициативности физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

III этап: заключительный

Обобщение положительного опыта. Презентация проекта. Представление результатов работы в учреждении – май 2019г.

Оснащение игрового центра в группе в соответствии с требованиями, способствующего развитию детской инициативы и самостоятельности, посредством тесного сотрудничества с родителями.

Литература

1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

2. Богатырева Ирина Сергеевна «Занятия с дошкольниками»

3. Статья: «Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

4. Игра в дошкольном возрасте. Доронова Т. Н., Карабанова О. А. -2002г

5. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие. Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2009г.

6. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Н. В. Краснощёкова – Ростов – н. Д: Феникс, 2006 г.

7. Игра дошкольника под ред. С. Л. Новосёловой. М. : Педагогика, 1989 г.

8. Интернет-ресурсы

Приложение 1

Классификация игр детей дошкольноговозраста (по Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой).

1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) :

Самостоятельные игры :

Игра – экспериментирование

Самостоятельные сюжетные игры :

Сюжетно – отобразительные

Сюжетно – ролевые

Режиссёрские

Театрализованные

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого :

Игры обучающие:

Сюжетно-дидактические

Подвижные

Музыкально-дидактические

Досуговые игры

Игры – развлечения

Интеллектуальные

Празднично – карнавальные

Театрально – постановочные

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:

Традиционные или народные

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Развитие детской самостоятельности и инициативы» Развитие детской самостоятельности и инициативы Одной из задач дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным.

Практикум для воспитателей «Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности дошкольников» Цели и задачи: • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности.

Презентация к сюжетно-ролевой игре «Поликлинника» ГБОУ" Школа №2009" СП12 группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР Из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности.

Презентация проекта «Неоформленный игровой материал в сюжетно-ролевой игре на прогулке в летнее время года» Неоформленный игровой материал в сюжетно – ролевой игре на прогулке в летнее время года. Слайд № 2 Летом дошкольники практически целый.

Развитие детской инициативы и самостоятельностиРазвитие детской инициативы и самостоятельности В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Детская.

Развитие инициативы и самостоятельности в подготовительных группах. Работа психолога. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка.

Развитие самостоятельности и детской инициативы в сквозных механизмах развития ребенка Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,.

Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников через организацию персональных выставок в ДОУРазвитие самостоятельности и инициативы дошкольников через организацию персональных выставок в ДОУ Согласно ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Развитие самостоятельности в игре Подготовила воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада № 24 Зверева Светлана Александровна Развитие самостоятельности детей в творческой.

Конспект занятия по сюжетно-ролевой игре «Банк» Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк». Интеграция образовательных областей: 1. Познавательное развитие 2. Социально-коммуникативное развит Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация проекта «Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 12:22
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация проекта «Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кобозева -Салмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД