Светлана Кобозева -Салмина
Презентация проекта «Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.
Публикация «Презентация проекта „Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Согласно ФГОС ДО – основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п 2.4.). Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей через :
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Не директивная модель поведения взаимодействия присуща педагогам с демократическим стилем общения. Считается наиболее эффективной и оптимальной моделью взаимодействия. Для не директивной модели взаимодействия присущи:
• глубокий контакт с воспитанниками;
• проявление уважения и доверия к ним;
• стремление наладить эмоциональный контакт с ребенком;
• отсутствие подавления ребёнка строгостью и наказанием;
• преобладание положительных оценок в общении с детьми.
Не директивная модель взаимодействия педагога с воспитанниками обеспечивает:
• дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником;
• вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе;
• дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.
Что же такое самостоятельность? Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельные, без посторонней помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности.
Для создания творческих ситуаций в игровой деятельности в старшем возрасте создана предметно - игровая среда, в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
Но самое главное – в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Правила поведения обязательные при проведении сюжетно-ролевой игры, воспитывают у детей умение контролировать своё поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнёрами, способствуя формированию характера.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра, как никакая другая деятельность, предоставляет дошкольникам возможность в полной мере проявить самостоятельность, инициативу и творчество. Самостоятельность в игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы.
Цель проекта : развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Задачи проекта :
- обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами;
- создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр;
- формирование представлений детей о таких гуманных качествах как доброжелательность и взаимопомощь;
- формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов;
- поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазированиям, играм в самодельной предметной среде;
- формирование умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры;
- побуждать детей к совместным действиям, направленным на поддержку сверстника;
- формирование ориентации группы детей, объединенных совместной деятельностью, на детей, не принимающих участие в ней, но проявляющих к ней интерес.
Проблема: "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни наших детей.
Обоснование проблемы:
1. Игровая культура детей, как основное условие развития личности ребенка, искажена.
2. Дети не могут принять решения в игровых ситуациях, выстроить диалог со сверстниками, не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса к ролевым играм
3. Дети говорят много, но плохо.
4. Резко снижены воображение, творческая активность.
Вид проекта : практико-ориентированный
Участники проекта : дети группы (5-7лет, воспитатели, родители воспитанников.
Участие педагогов в проекте :
- воспитатели участвуют в обсуждении плана проекта;
-создают условия в группах для проведения сюжетно-ролевых игр, пополняют предметно-развивающую среду (атрибуты к играм, игровые центры);
-взаимодействуют с родителями в создании сюжетно-ролевых игр;
-проводят мероприятия с детьми (беседы, создание и обыгрывание проблемных ситуаций, обыгрывание сюжетных ситуаций).
Деятельность детей:
-активно участвуют в проводимых играх;
-совместно с родителями и педагогами готовят атрибуты к играм;
-обыгрывают сюжетные ситуации, после прослушивания художественных произведений, просмотра сюжетных картинок;
-расширяют кругозор и общение через игры.
Участие родителей в проекте :
- совместно с детьми и педагогами готовят атрибуты к играм;
- взаимодействуют с педагогами в создании сюжетно-ролевых игр;
- участвуют в проведении мероприятий с детьми.
Срок реализации проекта : сентябрь 2017 г. – май 2019 г.
Ожидаемые результаты:
- расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;
-формирование навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;
-стремление к реализации игрового замысла;
-умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё;
-качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей.
-самостоятельное инициирование игры, совмещение нескольких сюжетов, творческое развитие игровой ситуации;
-активная позиция детей по «реалистичности» исполнения роли всеми участниками игры; трансляция «должного» для этой роли поведения игрока.
-значительно возросший интерес воспитанников к сюжетно-ролевой игре, дополнение игры театрализованными зарисовками детей.
-очевидный воспитательный эффект: повышение культуры поведения, взаимоотношений, развитие наблюдательности, внимание к окружающей действительности, уважение к результатам чужого и собственного труда.
Принципы организации сюжетной игры
Первый принцип: заключается в том, что в совместной игре с детьми позиция педагога - это позиция «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствует себя свободным и равным с взрослым.
Из этого следует второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
Третьим принципом организации сюжетной игры является ориентирование ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей в трудах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, включает следующие компоненты:
– обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
– обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
– своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
– активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
– умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.
Методика применения сюжетно-ролевой игры :
Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.
Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры мы стремимся к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяет предполагаемые роли и средства игровой организации.
Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель ведет беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями. Создание воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.
Распределение ролей. Педагог каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Для того чтобы предотвратить конфликты между детьми, мы используем во время распределения ролей считалки, жеребьевку, фишки, символы, бейджики, а так же сами дети могут предложить роль другим участникам игры.
Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры, мы используем некоторые методические приемы, например, можно рассмотреть альбомы, просмотреть видео материал, прослушать звуковое обращение, использовать информационно коммуникативные технологии для игровой мотивации. Чтобы сформировать неподдельный интерес у детей к той или иной игре. Но иногда, когда это необходимо, подготавливая группу детей к разыгрыванию игрового эпизода, главные роли мы распределяем между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
Сохранение игровой ситуации. Вы знаете, что существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре. Поэтому мы задаем тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию, стараемся обыгрывать любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия на детей осуществляем в игровом ключе, не разрушая игровой ситуации, в ходе сюжетно - ролевой игры включаем развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами.
Завершение игры. Разрабатывая план игры, заранее намечаем предполагаемую концовку, но стоит учитывать, что любая сюжетно-ролевая игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не пропадет интерес. И может продлиться даже до полутора часов. Заботимся о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.
I этап проекта : подготовительный
1. Выявление проблемы.
2. Сбор и анализ методической литературы по данной теме.
3. Планирование деятельности.
4. Создание условий для развития инициативы и самостоятельности у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
II этап проекта : основной.
Непосредственная реализация проекта в группе : беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованные игры; организация совместной с воспитателем, либо самостоятельной игровой деятельности детей.
Реализации проекта в группе :
Первый этап. Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдение, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми, их деятельностью (кто, чем, почему занимается).
Второй этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре») :
- определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
- создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчество с воспитателем, детского коллекционирования;
- совместная игровая деятельность воспитателя и детей;
Третий этап. Коллективная и самостоятельная деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры.
Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.
Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, воспитанию самостоятельности, инициативности физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.
III этап: заключительный
Обобщение положительного опыта. Презентация проекта. Представление результатов работы в учреждении – май 2019г.
Оснащение игрового центра в группе в соответствии с требованиями, способствующего развитию детской инициативы и самостоятельности, посредством тесного сотрудничества с родителями.
Литература
1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
2. Богатырева Ирина Сергеевна «Занятия с дошкольниками»
3. Статья: «Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
4. Игра в дошкольном возрасте. Доронова Т. Н., Карабанова О. А. -2002г
5. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие. Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2009г.
6. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Н. В. Краснощёкова – Ростов – н. Д: Феникс, 2006 г.
7. Игра дошкольника под ред. С. Л. Новосёловой. М. : Педагогика, 1989 г.
8. Интернет-ресурсы
Приложение 1
Классификация игр детей дошкольноговозраста (по Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой).
1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) :
Самостоятельные игры :
Игра – экспериментирование
Самостоятельные сюжетные игры :
Сюжетно – отобразительные
Сюжетно – ролевые
Режиссёрские
Театрализованные
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого :
Игры обучающие:
Сюжетно-дидактические
Подвижные
Музыкально-дидактические
Досуговые игры
Игры – развлечения
Интеллектуальные
Празднично – карнавальные
Театрально – постановочные
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:
Традиционные или народные