Галина Чвилёва
Развитие речи в старшей группе. Лексическая тема недели «Воздушный транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое рассказывание «Путешествие на остров грамматики»
Тема : Творческое рассказывание «Путешествие на остров грамматики» Скоролупова О. А. (65-70); Кыласова, (153)
Цели: Грамматический строй речи : развитие навыка построения предложения по схеме и составление схемы для данного предложения;
Развитие словаря : усвоение названий морских профессий и профессиональных действий;
Публикация «Развитие речи в старшей группе, Лексическая тема недели „Воздушный транспорт“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самолеты, вертолеты. Воздушный транспорт
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Развитие связной речи : формирование навыков составления предложений по картине и составления короткого рассказа.
Грамматический строй речи : развитие навыка построения предложения по схеме и составление схемы для данного предложения;
Развивать логическое мышление;
Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Материалы: Иллюстрации с изображениями различных кораблей.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему занятия.
Воспитатель: Сегодня, ребята, наше занятие не совсем обычное. Оно необычное по нескольким причинам. Во-первых, никто из вас еще не знает, чем нам сегодня предстоит заниматься. Я тоже не знаю. Представьте себе, сегодня утром в наш детский сад пришло письмо, адресованное детям подготовительной группы.
На конверте надписан обратный адрес «Остров Грамматики». Вам интересно, что в нем написано? Слушайте.
«Дорогие ребята! Вам пишут жители острова Грамматики.
А вы знаете, что такое грамматика? Это наука, которая изучает нашу речь, происхождение разных слов, строение предложений.. Мы приглашаем вас в гости на наш веселый остров. Мы знаем много интересных игр и с удовольствием научим вас играть в них.
Но путь к нашему острову труден и долог.
Вы должны сесть на Корабль Знаний и поплыть по Морю Вопросов и Ответов. Ждем вас с нетерпением!».
Часть 2. Подготовка к путешествию.
3. Игра «Волшебная палочка» — «На чем можно плавать по воде?» (Дети, давшие точное определение, назвавшие нужное слово, попадают на корабль.)
Описание игры. Дети стоят в кругу; в центре круга — ведущий, в руках у него карандаш, ручка или указка, обозначающие волшебную палочку. Заранее договариваются о правилах игры: говорит только тот, у кого в руках волшебная палочка, остальные молчат и не имеют права подсказывать. Если дети не согласны с ответом или высказыванием, они должны молча потопать ногами, если они согласны — молча хлопают в ладоши. Каждый ребенок, назвавший нужное слово, получает «пропуск» на корабль, сюжетные картинки.
4. Игра «Найди свою группу» — используются сюжетные картинки.
Задание: Разбившись на подгруппы, собрать цепочку из картинок. Объяснить свой выбор группы.
Инструкция. Внимательно рассмотрите картинку, которая вам досталась, и объединитесь в несколько групп так, чтобы в каждой группе собрались картинки, в которых есть что-то общее.
5. Путешествие начинается. Морские профессии
Выясняем, к каким морским профессиям подходят собранные в цепочки картинки. Формулируем профессиональные действия членов экипажа.
1. Капитан и его помощники — управляют движением корабля.
2. Боцман — следит за порядком на судне, чтобы всюду была чистота, чтобы все грузы были закреплены, чтобы все члены экипажа выполняли свои обязанности.
3. Главный механик — отвечает за исправную работу двигателя судна.
4. Кок — морской повар, готовит пищу на корабельной кухне — камбузе.
Дети разбиваются на команды по морским профессиям.
6. Дидактическое упражнение «Потому что.»
Воспитатель предлагает детям завершить фразу, поощряя активность детей и все, даже самые неожиданные и фантастические, ответы.
Воспитатель:
— Путь по Морю Вопросов и Ответов очень сложен. Наш корабль ожидают разные испытания. Мы должны понять, почему с кораблем происходят те или иные события. Попробуйте закончить мою фразу:
«Наш корабль отправился в плавание, потому что.»»
• Он перевозит пассажиров;
• Он перевозит грузы;
• Корабль-исследователь, должен открыть и описать новые страны;
• Получено бутылочное письмо с просьбой о помощи;
• Найдена карта с отметкой о спрятанных сокровищах;
• Пиратский корабль отправился на разбой;
• Корабль-защитник ищет пиратские корабли и вступает с ними в бой;
• Это научный корабль, он остановится посреди моря, и аквалангисты будут изучать морских обитателей;
• И т. д.
7. Физкультминутка «Теплоход»
От зеленого причала Наклоны вправо-влево.
Оттолкнулся теплоход,
Он назад шагнул сначала — Выполняют по два шага назад-
Раз, два! вперед.
А потом шагнул вперед -Раз, два! Идут, ставя стопы носками
И поплыл, поплыл по речке, внутрь-наружу.
Набирая полный ход.
8. На острове Грамматики. Составление предложений.
Воспитатель: Вот мы и прибыли на веселый остров Грамматики. Его жители очень любят играть. Их любимая игра «Составь предложение». Они приглашают вас поиграть в нее. Надо придумать предложения по картинкам. Но придумать мало. Надо еще определить, какая схема подходит к вашему предложению. Схемы указаны вот на этом листе бумаги:
.
___.
___ ___.
___ ___ ___.
Правило одно: нужно придумать по одному предложению от каждой команды.
Это задание более сложное, нежели задание каждому ребенку придумать свое предложение. Здесь дети вначале должны уметь договориться.
9. Дидактическая игра «Вниз по волшебной реке.» на развитие воображения и творческого рассказывания
Воспитатель: А еще на острове Грамматики есть волшебная река. Жители острова очень любят по ней путешествовать. Давайте представим себе, что мы стоим на палубе большого корабля и плывем по волшебной реке. С палубы нам видны оба берега. Что мы можем на них увидеть? Что мы можем увидеть на реке? Быть может, по ней плывут разные лодки, навстречу нам движутся другие корабли? Попытайтесь представить себе картины, которые вы увидели, путешествуя по волшебной реке, и описать их.
Воспитатель спрашивает всех желающих детей. Интересные рассказы (или даже попытки рассказов) отмечаются фишками, которые идут в зачет команды.
10. Игра «Превращение слов»
Воспитатель: А вот и еще одна интересная игра. О ней мне тоже рассказали жители острова Грамматики. Поиграем в «Превращения слов». У меня есть слова, которые могут превращаться в другие слова, если в них заменить всего одну букву. Например, если в слове коза заменить подчеркнутую букву к на р, то получится слово роза. Каждой команде выдается карточка с написанным на ней словом. Замените в слове подчеркнутую букву и получите новое слово, и, может быть, не одно.
Слова: речка — ручка; речка — печка; речка - репка, рейка - лейка.
11. Итог. Что узнали нового о водном транспорте, в какие игры играли? Отметить самых активных детей.