Лучший педагог года

Развитие речи в старшей группе детей 5–6 лет

Елена Кочубей
Развитие речи в старшей группе детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи в старшей группе 5-6 лет.

Цель занятий—способствовать гармоничному речевому развитию детей в процессе диалога.

Исследователи особенностей речевого общения детей дошкольного возраста рассматривают диалог не как бытовой разговор, а как вид личностного взаимодействия и содержательного обмена информацией.

Публикация «Развитие речи в старшей группе детей 5–6 лет» размещена в разделах

Диалогу нужно учить. Диалогическую форму общения дети осваивают в процессе взаимодействия с более опытными носителями родного языка— взрослыми людьми. Формирование диалогической речи—важнейшая программная задача обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Среди обучающих ситуаций особое место занимают игры-инсценировки, драматизации, импровизации, сюжетно-дидактические игры; рассказы из личного опыта детей. Игры достаточно широко представлены в методической литературе. Значительно реже детям предлагают обсудить вопросы, касающиеся их житейского опыта.

Известно, что пятый год жизни—период наивысшей речевой активности. Дети этого возраста легко подхватывают начатый разговор, спешат поделиться своими впечатлениями, в общении со взрослыми и сверстниками стремятся проявить свою осведомленность в том или ином вопросе.

Данное методические рекомендации учитывают эти особенности детей. Для того чтобы ребенок начал делиться своими представлениями об окружающем его мире, ему нужна подсказка (случайно возникшая, специально заготовленная). Картинки, представленные здесь, и являются такими подсказками.

Содержание картинок позволит детям в произвольной форме высказать свое мнение по интересующему воспитателя вопросу. В процессе работы педагог может что-то уточнить, подсказать дошкольнику более точное слово, восхититься сравнением, приведенным ребенком, сделать высказывание понятным и интересным для сверстников.

Картинки предназначены как для групповой, так и для индивидуальной работы с детьми 4–6 лет.

Приведем примеры занятий по картинкам.

Магазин игрушек

Воспитатель интересуется у детей, что они видят на картинке. (Машину, набор кубиков, медвежонка, куклу с набором вещей, игры (пазлы, настольную игру, россыпь бус для рукоделия.)

«А что бы из этих предметов вы купили? —задает педагог следующий вопрос. —А что бы выбрали в подарок приятелю (приятельнице?» И так далее.

Магазин подарков

«Вы видите вещи, которые могут порадовать сестренку, маму, папу, бабушку,—начинает разговор педагог. —Какие предметы изображены на картинке? (Книга сказок, полосатые вязаные носки, флакон духов, набор цветных карандашей, шариковая ручка, коробка конфет, картина, набор слесарных инструментов, набор для вязания.) Кому что вы могли бы подарить? А что бы оставили себе и почему?»

Сумки

Педагог показывает детям картинку и просит рассказать, какие сумки изображены на ней. (Женская сумочка, дорожная сумка, ранец и т. д.).

«Представьте, что мы собираемся в отпуск,—продолжает разговор воспитатель. —На какой сумке вы остановите свой выбор? Почему вы выберете именно эту сумку?

А во что лучше сложить продукты? Это очень красивая сумка. Опишите ее. Но мне кажется, что она не очень прочная, или я ошибаюсь? А удобна ли клетчатая дорожная сумка?» И так далее.

Головные уборы

Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает, каким словом можно назвать все вещи, изображенные на ней. Затем интересуется, кому какой головной убор особенно понравился. При необходимости подсказывает названия головных уборов. Спрашивает, видели ли дети на ком-нибудь яркую красную шляпу, украшенную пером (мушкетерская шляпа).

«А в каком головном уборе вы бы отправились в гости зимой? Летом?.»—выясняет педагог.

Часы

«На этой картинке вы видите разные часы: настенные, каминные, наручные, будильник, —поясняет педагог. —Кому какие часы приглянулись?»

«Присмотритесь повнимательнее к часам. Мне кажется, что они показывают разное время, —продолжает беседу педагог. — Неужели я ошиблась? Интересно, какое время показывают часы? (На часах три часа.) Какие часы лучше всего повесить на кухне? Можете объяснить свой выбор?

А какие часы вы бы купили на дачу? (Часы с кукушкой.) Куда принято ставить каминные часы? Они вам нравятся? Опишите их.

Нужен ли в доме будильник?» И так далее.

Образцы тканей

«На этой картинке ткани разной расцветки. Нам предстоит выбрать ткань для комплекта постельного белья,—начинает разговор педагог. —Что входит в комплект постельного белья? Итак, кто что предлагает?»

Педагог поясняет, что описать расцветку ткани очень непросто, поэтому он поможет найти нужные слова. Подсказывает, как описать ткань:

— в мелкую однотонную полоску;

— в крупные полосы разных цветов;

— в мелкую однотонную клеточку;

— в крупную красную клетку на желтом фоне (поле);

— в крупный (мелкий) горох;

— крупные цветы на белой ткани;

— мелкие беленькие цветочки на оранжевой основе.

Транспорт

Эта картинка так же, как и картинка «Образцы тканей», способствует обогащению и активизации словаря детей.

Педагог уточняет, как одним словом назвать самолет, пароход и поезд (электричку). Интересуется, кто на каком транспорте отправился бы в путешествие и почему выбор сделан в пользу того или иного транспортного средства.

Просит внимательно рассмотреть самолет, назвать его части (кабина, крылья, шасси, окна-иллюминаторы, дверь, трап) и людей, которые находятся внутри и рядом с машиной (в кабине — летчики, в дверях — стюардесса, у трапа — пассажир).

В следующий раз дети с помощью педагога рассматривают корабль, а на очередном занятии — поезд.

Истрать все деньги

(дидактическая игра)

Каждому ребенку воспитатель дает определенную сумму денег (дает жетон с цифрой) и предлагает купить на них сладости. Тот, кто не уложился в имеющуюся сумму или не смог истратить все деньги, проиграл.

Например. У ребенка жетон с цифрой пять. Дошкольник выигрывает, если покупает яблоко и мороженое (1 рубль и 4 рубля) (кисть винограда (5 рублей, сушки с маком и апельсин (3 рубля и 2 рубля). Ребенок проигрывает (отдает жетон, если считает, что купит, например, конфеты и банан (3 рубля и 1 рубль).

Для игры можно использовать другие картинки, наклеив их на листы бумаги и поставив под ними ценники.

Публикации по теме:

Игры на развитие речи для детей 3–4 лет Игры на развитие речи для детей 3-4 лет Игра «Кто быстрее». Цель: развивать речь, память, внимание. Ход игры: встать рядом с ребенком.

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи детей 5–6 лет» Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Развитие речи детей 5-6 лет»Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашего собрания».

Консультация для родителей «Развитие речи у детей 4–5 лет» Консультация для родителей: «Развитие речи у детей 4–5 лет». Период 4—5 лет очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает.

Консультация учителя-логопеда «Развитие речи детей от 2 до 7 лет» Уважаемые родители! Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту — помощь, оказанная.

Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей в старшей группе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный.

Отчёт по самообразованию в первой младшей группе «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет» В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький.

План по саморазвитию «Развитие связной речи детей 4–5 лет» Тема самообразования: «Развитие связной речи детей 4-5 лет». Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства.

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи детей 3–4 лет» Родительское собрание во 2-младшей группе «Развитие речи детей 3-4 лет» Цели: • создать условий для речевого развития дошкольников; • способствовать.

Сценарий родительского собрания во второй младшей группе «Развитие речи детей 3–4 лет» Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития.

Сценарий родительского собрания во второй младшей группе «Развитие речи детей 3–4 лет» «Развитие речи детей 3-4 лет» Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с.

Автор публикации:
Развитие речи в старшей группе детей 5–6 лет
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 12:31
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи в старшей группе детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кочубей в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД