Елена Красикова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [р]-[р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуковая культура речи : звуки р, рь».
Цель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику.
- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребенка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя.
- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Звуковая культура речи: звуки [р]-[р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- способствовать развитию у детей умения слушать и понимать заданный вопрос.
- способствовать развитию воображения.
- способствовать развитию фонематического слуха, подвижность языка.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у детей усидчивость, самостоятельность, умение слушать взрослого, соблюдать правила игры.
Интегрированные области.
Активизация словаря: светофор, Чебурашка.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, заучивание чистоговорок.
Средства реализации : конверт, дорожная карта, мягкая игрушка Чебурашка, фигурка машинка.
Ход занятия.
Воспитатель.
Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель:
Дети, сегодня почтальон доставил в д /сад конверт. Нас приглашает на День рождения всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?
Этот маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной, как неваляшка,
Кто же это?.
Дети. Чебурашка. Тема: «Звуковая культура речи : звуки р, рь».
Воспитатель. Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути, Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.
Показать детям карту
Артикуляционная гимнастика.
(Часики, качели, блинчик, вкусное варенье, шарик, дудочка, грибочек)
Молодцы, наш язычок проснулся, а теперь давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
- Водички: с-с-с-с-с…
- Комарика: з-з-з-з-….
Знакомство со звуком.
Воспитатель. Все молодцы! Пора в дорогу.
Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле (на карту поставить маленькую машинку). Давайте научимся петь песенку мотора. Р-р-р-р-р-р
Ротик свои мы открываем,
Язычок приподнимаем,
В бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмем,
Да и сильно дуть начнем.
(Зубы не сомкнуты. Язык поднят к верхнему нёбу.
Пускаем сильную воздушную струю. Язык вибрирует). Тема: «Звуковая культура речи : звуки р, рь».
Развитие фонематического слуха
Воспитатель. Ой, дети, посмотрите, на пути встал светофор.
Красный глаз его горит –
Ехать дальше не велит!
- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? (Ответы детей, давайте повторим это слово.
- Дети, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:
а) Чистоговорки:
Ра, ра, ра — вот высокая гора.
Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.
Ро-ро –ро – есть у мальчика ведро
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.
б) – Следующие задание. Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Найди ошибку». Слушайте и запоминайте! Где ошибка? Отвечайте!
• Огород, рука, селдечко – где не верное словечко?
• Тряпка, курица, челвяк –что я говорю не так?
• Перчатка, рыба, калусели –ошибку вы найти сумели?
• Прятки, пряник, шалик, рай – где ошибка? Отвечай!
Какой звук я произносила не правильно? (звук Р) (ответы детей).
Молодцы, дети! Справились с заданиями. Посмотрите, дети, включился зеленый свет! Значит, можно двигаться дальше. РРРРРРР
Ой посмотрите! Здесь знак. (Подарок).
Воспитатель. Дети, вы не знаете, что этот знак может обозначать?
Дети: Подарок.
Воспитатель. Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выучить маленькое стихотворение для Чебурашки.
Роет землю серый крот
Разоряет огород.
Воспитатель. Скажите мне пожалуйста в каких словах встречается звук «Р», повторите громко и тихо.
Воспитатель. Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.
Автоматизация звука Р в слогах и словах.
Воспитатель. Продолжаем движение по дорожке к Чебурашке.
Старуха Шапокляк (поставить на карту фигурку).
Воспитатель. Дети, вы знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться до домика Чебурашки.
в) – Следующее задание.
Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.
Слова: Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.
Воспитатель. Дети, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому Старушка Шапокляк решила сама освободить дорогу. Двигаемся вперед.
«Дверь распахивается», и перед взором детей появляется Чебурашка.
Воспитатель и Дети. С Днем рождения, Чебурашка!
Воспитатель. Дети, Чебурашка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения.
Расскажите Чебурашке с каким звуком вы сегодня знакомились. Дети, а ведь Чебурашка нам тоже приготовила задание.
Задание от Чебурашки «Скажи наоборот».
Жара - холод
Худой - толстый
Близко – далеко
Умный – глупый
Чисто – грязно
Солнце – луна
Весёлый – грустный
Толстый – светлый
Большой – маленький
Добрый – злой.
Молодцы дети! Справились с заданием.
Итог занятия
Какой звук сегодня мы закрепляли?
С кем и чем мы встречались на пути?
Что вам понравилось на занятии?