Татьяна Мохирева
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [З]-[З’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт занятия
Группа : средняя «Смешарики»
Цель:ознакомление справильным произношением звуков «З» и «ЗЬ» в ходе выполнения упражнений на занятии.
Задачи:
1)изучить произношение изолированного звука «З» (в словах и слогах);
2)научиться произносить звук «З» твердо и мягко;
3) различать слова со звуками «З» и «ЗЬ»;
4) формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Звуки [З]-[З’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
5)проявлять интерес к звуковой культуре речи, обогащать и активизировать словарь.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Методы и приемы: словесный: беседа, наглядный: рассматривание картинки, практический: работа с дидактическим материалом.
Форма организации: подгрупповая
Материально – техническое обеспечение: полянка с цветами, грибами, бабочками, картинки 2-ух комаров (большой и маленький, картинки 2 домов, карточки, с звуками «З», «ЗЬ» (зонт, замок, ваза, таз, кукуруза, корзина, зеркало, зебра, зефир, газета).
Часть ЗАНЯТИЯ Деятельность воспитателя Деятельность детей Планируемые результаты
Вводная часть -Здравствуйте дети, меня зовут Татьяна Викторовна
-Ребята, давайте встанем в круг:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
- Ребята, у нас сегодня будет необычное занятие. Сегодня мы отправимся в лес. Но перед этим мы вспомним как нужно правильно сидеть на занятии?
Посмотрите, мы с вами очутились на чудесной полянке. Как много разных звуков живет здесь : «ш-ш-ш»- шумит ветер, «ж-ж-ж»- жужжат жучки, «р-р-р» - рычат разные животные.
Ребята, я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идё т речь:
Это вовсе не пчела,
Нос - точёная игла,
Писк его всех раздражает,
Очень больно он кусает! (Комар)
Показать картинку – Комар маленький. Здравствуйте
Повторяют за воспитателем приветствие.
Спина прямая, руки на колени, ноги вместе, на столе не качаемся.
Комар Дети положительно настроены на предстоящую деятельность.
Дети умеют слушать воспитателя и отвечать на его вопросы полным ответом.
Дети знают особенности комара.
Основная часть Наступила осень, стало холодно, и комарик простудил горлышко. Все насекомые попрятались, а комарик не может найти свою маму, не может её позвать.
Как вы думаете, чем мы сможем помочь комарику? (позвать маму)
Послушайте, какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з» - его песня громкая, твердая, а маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь», так он зовет свою маму. Поможем ему?
Прежде чем позвать маму комарика, нам надо сделать гимнастику для губ и языка. Проводится артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Трубочка».
Когда мы произносим звук «з» - губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них. Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара. (поочередно произносится звук «З» и звук «ЗЬ», затем «Хоботок»).Упражнение лучше выполнять перед зеркалами
Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить (положите руку на горло и пропойте песенку комара).
Ребята, скажите, похожи песни маленького и большого комарика? А чем отличаются?
Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.
Теперь еще раз споем песенки комариков.
Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам. Показывать большого комара- поют звук «з», показывать маленького комара -поют звук «зь».
Ребята, комарики предлагают с ними поиграть.
Дидактическая игра «Прятки со звуком».
Звуки «З» и «ЗЬ» спрятались в словах. Я вам буду их называть, а вы, если услышите звук «З»- топайте ногами, а если услышите звук «ЗЬ» -хлопайте в ладоши. Вставайте возле стульев. Слова: зонт, зуб, зима, земляника, завод, зелень,золото, земля, зяблик, зернышко, вокзал.
Молодцы, какие вы внимательные! Но чтобы двигаться дальше, нам необходимо немного передохнуть.
Физкультминутка «Лес».
Только в лес мы зашли – Появились комары.
Хлоп – комар над головой, (хлопок над головой)
Хлоп – у ног комар другой. (наклониться – хлопок у ног)
Дальше дружно мы шагаем (ходьба на месте)
И медведя мы встречаем.
Руки за шею все кладем (руки за шею)
И в вразвалочку идем. (имитируют походку медведя)
Хлоп – комар над головой, (хлопок над головой)
Хлоп – у ног комар другой. (наклониться – хлопок у ног)
Только в поле мы зашли – (ходьба на месте)
Улетели комары!
Ну что, разогнали мы всех комариков? Никого не покусали? Тогда отправимся дальше!
На столах у детей разложены карточки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук «з» или «зь».
Дидактическая игра «Домик для звуков».
Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов. Комарики перепутали эти предметы и не знают в каком домике живут. Поможем им? У нас есть два домика (те предметы в названии которых есть звук «з»живут в домике большого комара, а в названии которых есть звук «зь», в домике маленького комара. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести его в нужный домик.
Слова: «з» -зонт, замок, ваза, таз, кукуруза.
«зь»- корзина, зеркало, зебра, зефир, газета.
Молодцы, вы справились с заданием, все предметы оказались на своих местах.
Сегодня мы с вами разучим чистоговорку (это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук.)«Коза». Скажите, а в слове коза есть звук З?
Какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара?
За-за-за - забрела в наш лес коза.
Зу-зу-зу - волк увидел ту козу.
Зы-зы-зы - испугался волк козы.
Молодцы, а нам уже пора возвращаться в садик.
Ребята давайте закроем глаза и произнесем еще раз чистоговорку и окажемся в садике. Да!
Выполняют артикуляционную гимнастику.
Слушают воспитателя
Да похожи
Тем что большой комар поет звонче, тверже, а маленький мягче.
Давайте поиграем с комариками.
Выполняют задание хлопают и топают
Выполняют физкультминутку, повторяя за воспитателем слова и движения.
Да, нет не покусали.
Да мы поможем.
Произносят слова и распределяют их по домикам.
Ураа
Да, в слове коза есть звук «з».
Песенку большого комара.
Произносят чистоговорку:
За-за-за - забрела в наш лес коза.
Зу-зу-зу - волк увидел ту козу.
Зы-зы-зы - испугался волк козы.
Дети умеют выполнять артикуляционные гимнастики.
Дети умеют определять мягкий и твердый звук в словах.
Дети знают,как определять твердый и мягкий звук «з»
Дети знают чем отличаются друг от друга звуки «з» и «зь».
Заключительная часть Вот мы и вернулись в детский сад.
Нашим комарикам пора улетать. Давайте скажем им спасибо и попрощаемся с ними. Ребята, вспомним, чем мы сегодня занимались?
С кем мы повстречались на полянке?
А какой звук мы сегодня учились произносить? (З-ЗЬ)
А что понравилось больше всего?
Вы большие молодцы, если вам понравилось занятие то похлопайте в ладоши, а если не понравилось то потопайте ногами. До свидания комарики. Прилетайте к нам еще.
Помогали комарикам, учили чистоговорку. Играли в игру и распределяли звуки по домикам.
С комариками
Звуки «з» и «зь»
Петь песенку маленького комара, проговаривать чистоговорку… Дети умеют отвечать на вопросы поставленные воспитателем.