Александрова Анастасия
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Наша Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование лексико-грамматических компонентов, развитие связной речи по теме «Наша Родина-Россия».
Задачи:
Образовательные: Активизировать и расширить словарный запас по теме «Наша Родина-Россия». Закрепить умение образовывать новые слова с помощью суффиксов, подбирать родственные слова, прилагательные к существительным. Закреплять знания детей о государственных символах России. Закрепить умение составлять небольшой рассказ с опорой на картину.
Развивающие : Развивать память, внимание, мышление, связную речь, общую моторику.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Наша Родина — Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости, любви к своей стране, своему народу, воспитание патриотических чувств.
1. В: Ребята, мы с Вами много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живём. И сегодня, я Вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть на сколько хорошо, мы знаем вою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то новое для себя. Будьте внимательны, отвечайте полным ответом. А сейчас послушайте слушайте загадку и отгадайте, о чем говорится в ней?
Реки, горы и поля, ох, огромная Земля.
Но на нем вся поместилась,
В шарик меньше превратилась.
Ты его крути, верти, точку мира в миг найди.
Дети: Это глобус.
В: Правильно, ребята. Это глобус. Скажите, а что такое глобус? Д: Модель планеты Земля.
2. Основная часть
В: Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле.
В нашей стране необыкновенно красивая природа, замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории. Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наш город, это наш родной край, это наша малая Родина. Давайте послушаем стихи о Родине, которые нам расскажут Настя и Арсений.
1. Родина – слово большое, большое! 2. Зайчик солнечный в ладошке,
Пусть не бывает на свете чудес, Куст сирени за окошком
Если сказать это слово с душою, И на щечке родинка –
Глубже морей оно, выше небес! Это тоже Родина.
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
В: Сегодня на занятии мы поговорим о том, что такое Родина и что умещается в ней для каждого человека. Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)
- Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия.
- Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Кто знает…
(Дети рассказывают пословицы и поговорки)
• Родина любимая — мать родимая. Никита
• Родина — мать, умей за нее постоять. Самира Х.
• Нет в мире краше родины нашей. - Ева
• Жить – Родине служить. - Айназ
• Родина поучает – Родина выручает. -Самира В.
• Кто за Родину горой, тот истинный герой. - Зарина
• Родная сторона — мать, а чужая — мачеха. - Арсений
• Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим. -Данил
В: На нашей планете очень много разных стран. Давайте поиграем в игру и вспомним,кто в какой стране живет?
Игра: «Кто в какой стране живет?»
Наша страна Россия, а мы живущие в России - россияне.
В Италии- Итальянцы В Японии- Японцы
В Испании – Испанцы В Чехии- Чехи
В Америке – Американцы В Польше- Поляки
Во Франции - Французы В Румынии- Румынцы
В Австралии – Австралийцы В Грузии – Грузины
В Китае - Китайцы В Армении – Армяне
Молодцы, как много стран и жителей вы назвали.
В: Россия – наша Родина. - Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: - Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш д/с, наш дом. Родина у каждого человека одна.
Игра «Родные слова»
Скажите пожалуйста: Россия – это наша? (Родина)
Мама, папа, бабушки и дедушки –наши близкие? (Родственники)
Башкортостан-наша республика. Она нам какая? (Родная)
На свет появился - значит? (Родился)
В: правильно. Все эти слова: Родина, родственники, родной, родился - похожи по звучанию и значению. Они появились от одного главного слова “Род”. И называются – родственные слова. Все они объединены одним смыслом, одним значение. Поэтому Родину, часто называют матушкой. Ведь нет у человека никого роднее и любимее, чем мама. Родина как мама родная каждому человеку.
В: Ребята, а какие три отличительные символа есть у любой страны, в том числе у Россия? Дети: Гимн, герб, флаг.
Игра «Узнай флаг своей страны»
Воспитатель: Покажите, пожалуйста, флаг России. (Дети среди нескольких флагов выбирают российский)
В: Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
Дети: Из белого, синего и красного.
Давайте послушаем стихотворение Данила о флаге нашей страны: Самый лучший в мире
Триколор России
Чтоб не путать не гадать
Детям надо твёрдо знать
Как лежат в нё м краски: БЕЛЫЙ,СИНИЙ,КРАСНЫ.
В: Посмотрите, а что это за символ?
Герб – это эмблема государства. А где можно увидеть герб?
Д: Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.
В: А кто ещё изображён на гербе?
Д: двуглавый орёл
В: Правильно, ребята. На гербе еще изображён щит, внутри которого воин на белом коне поражает своим копьем, страшного дракона -что символизирует победу добра над злом, а этого воина зовут Георгий Победоносец.
В: Третий государственный символ – государственный гимн.
В: А что такое гимн?
Д: Гимн - это торжественная песня.
Воспитатель: Правильно. Гимн является официальным символом государства. Когда исполняется гимн? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, гимн исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величест-венный и слушать его нудно только стоя, в знак уважения к своей стране.
Давайте немного отдохнём Ф. м «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
В: Назовите столицу России – город … (Москва)
В: Главной достопримечательностью Красной площади является Кремль. В композиции Кремля много башен, каждая имеет своё название, одну из них вы знаете.
Д: Это Спасская башня.
В: Спасская башня – самая красивая башня Кремля. На ней располагаются главные часы нашей страны. Спасские ворота- главные ворота Кремля. В дни военных парадов из них выезжает командующий парадом. В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства? Д: Президент нашего государства - В. В. Путин.
Игра «Добрые слова»
В: Подберите добрые слова к слову Родина. Наша Родина (какая)-
Д: красивая, любимая, гостеприимная, многонациональная, щедрая, богатая, могучая, дружелюбная, веселая, радостная, заботливая.
Составление рассказа по картинкам
В: Родина наша широка и красива. Давайте с помощью подсказок расскажем о нашей Родине.
Р-з: В России протекают быстрые реки, шумят леса, высятся горы, цветут сады, зеленеют луга и поля. В России много разных животных. Я люблю свою страну. Прикрепляют сердечки
. В: Молодцы!
В: Наша страна издревле славится русскими мастерами. Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Эта наша национальная гордость. И я вам предлагаю вместе отправиться на ярмарку, где продаются прекрасные вещи, сделанные руками наших мастеров. На ярмарках раньше ходили созыватели. Это люди, которые громко пели частушки, стихи, тем самым зазывали людей на ярмарку.
С: Эй, честные господа,
Скорей пожалуйте сюда.
Как у нас ли тары - бары,
Всяки разные товары.
Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите.
В: Ребята, а у нас сегодня не обычная ярмарка, а ярмарка с сюрпризами. Чтобы узнать, что же за сюрпризы вас ожидают, вы должны отгадать загадки. Итак, подходим. Готовы к отгадыванию загадок? Тогда слушайте внимательно: «В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Веселая, трехрядная.
Заиграет, только тронь
Наша русская.» (гармонь).
В: Раньше без этого народного инструмента не проходило ни одного увеселительного мероприятия. А давайте послушаем, как она звучит. Ну что, понравилась?
В: А что же интересного тут прятано? Чтобы узнать что там, послушайте следующую загадку: «Ой, звенит, она звенит,
Всех в округе веселит.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка. Это наша. (балалайка).
В: И действительно, у этого замечательного инструмента всего три струны, а как она звучит, послушайте. Понравилась?
Воспитатель: В нашу Россию приезжает очень много гостей из разных стран и всегда увозят с собой наш российский сувенир. Как вы думаете, какой сувенир увозят гости? Матрёшку. Правильно!
В: А что же интересного тут прятано?
Послушайте загадку:
В этой молодице прячутся девицы,
каждая сестрица -для меньшей темница.
Красные щечки, пестрые платочки,
хлопают в ладоши веселые (матрешки)
В:И на нашей ярмарке тоже есть матрешки, рассмотрите их, подходите.
В: Первая русская матрешка - изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Внутри находилась фигурка мальчика, опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя - восьмая - была младенцем, завернутым в пеленку.
В: Почему игрушку назвали матрешка?
Дети:В доме у художника работала Матрена, добрая и красивая девушка, в честь ее и назвали игрушку.
Итог занятия
В: Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней. Ребята, вам понравилось занятие? Вы можете сейчас сказать, почему Россию называют матушкой? Что вам особенно запомнилось? Что показалось особенно интересным? В чем вы испытали затруднение? Что бы хотели еще узнать?
В: Ну и конечно же, с ярмарки не уходят с пустыми руками, за Ваши старания, мне хочется Вас угостить баранками. Пойдёмте в группу пить с ними чай.