татьяна шаметова
«Посуда». Конспект итогового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для социальной ситуации развития детей в процессе интеграции речевой и продуктивной деятельности по теме: «Посуда».
Задачи:
Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда. (ФАОП п. 32.2)
Уточнить и активизировать словарь по теме. (ФАОП п. 32.1)
Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы.
(ФАОП п. 32.3.1)
Совершенствовать грамматический строй речи, развивать глагольный словарь. .(ФАОП п. 32.3.1)
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики. (ФАОП п. 32.5)
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. (ФАОП п. 32.1)
Материал: презентация, картинки с посудой, пазлы с изображением посуды на каждого ребёнка, мнемосхема для составления описательного рассказа, шаблоны украшений, клей карандаш, мяч.
Предварительная работа: проработка лексической темы «Посуда».
Отгадывание загадок о предметах посуды, рассматривание картинок по теме.
Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе»
Разучивание физминутки
Организационный момент.
Воспитатель :Ребята я сегодня шла на работу, и не далеко от садика была ярмарка. Вы не видели?
Ответы детей
Воспитатель: Но я так торопилась, что не стала заходить и смотреть, что там продают. А только слышала, как говорили
«Я - рукотворная, звучащая,
воды не боюсь, а ударь – разобьюсь».
Как вы думаете, о чем говорится?
Предположение детей.
Воспитатель: Правильно, это посуда.
Вспомните стихотворение К. Чуковского,где речь шла о посуде. О ком и о чем говорится в нем?
Дети: о посуде,о Федоре.
Посуда любит, когда Федора с ней разговаривает, а чтобы говорить красиво и произносить все звуки четко, нужно выполнять артикуляционную гимнастику.
Упражнения: накажем язычок, блинчик, индюк, варенье, маляр, чашечка, грибок
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад завезли посуду с ярмарки. Ее привезли так много, что в саду не справляются и не успевают ее разобрать. Предлагают нам помочь. Поможем. Давайте посмотрим, какую же нам посуду привезли.
Воспитатель: А для чего нужна посуда, вы знаете?
Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.
Упражнение «На полке».
Воспитатель обращает внимание детей на то, что посуда находится на трёх полках.
Воспитатель:. Перечислите, какая посуда находится на верхней полке.
Дети: Чайник, чашки, блюдца, сахарница.
Воспитатель: Верно. А для чего нужна эта посуда.
Дети: Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда.
Повторите это название.
Дети: Чайная посуда.
Воспитатель: Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.
Дети: Тарелки, супница, хлебница, солонка.
Воспитатель: Правильно. А для чего она нужна?
Дети: Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют
столовой посудой. Повторите. Как она называется?
Дети: Столовая посуда.
Воспитатель :И, наконец, назовите посуду, которая находится на третьей полке.
Дети: Кастрюля, сковорода,ковш, дуршлаг.
Воспитатель: Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют
кухонная посуда. Повторите и это название.
Дети: Кухонная посуда.
Воспитатель: А теперь повторим еще раз,как называется посуда.
Дети: Чайная посуда, столовая посуда, кухонная посуда.
Воспитатель: Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда.
Дети: Чайная и столовая сделана из фарфора.
Воспитатель; Как ее называют?
Дети: Фарфоровая.
Воспитатель: А кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать?
Дети: Металлическая.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какой же здесь беспорядок, что мы с вами можем сделать.
Д. И. «Разложи посуду» (по качеству изготовления.)
Предположение детей. Подвести их к тому, что посуду нужно разделить на чайную, кухонную и столовую. Разобрать посуду на три фланелеграфа.
Воспитатель : Дети посмотрите из какого материала изготовлена посуда
Дети отвечают
Упражнение «Хлопни если услышишь»
Воспитатель :Сейчас нам с вами нужно определить в каких словах есть звук [с]. Давайте четко произнесем слова.
Дети произносят, хлопают в ладоши.
Воспитатель: А вы знаете загадки о посуде? Или стихи? А знаете кто сочиняет загадки?
Дети отвечают писатель.
Воспитатель: А вы хотите побыть поэтами и придумать загадки? Давайте попробуем?
«Загадки по Нестеренко»
Самовар.
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий монета
Шипящий а не вулкан
Круглый арбуз
Тарелка
Какая? Что бывает таким же?
Круглая Солнце
Блестящая а не фантик
Разноцветная радуга
Д. И. «Мой, моё, мои, моя.»
Кастрюля- моя кастрюля
Ковшик – мой ковшик
Чашка – моя чашка
Блюдце – моё блюдце
Тарелка – моя тарелка
Половник – мой половник
Дуршлаг – мой дуршлаг
Вилки – мои вилки
Динамическая пауза (пальчиковая гимнастика)
«Посуда»
Посуду моет наш Антошка.
Потирают ладошки друг о друга
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
И закрыл покрепче кран.
Выполняют имитирующее движение.
Д. И. «Собери посуду» (разрезные картинки)
Воспитатель: Давайте посмотрим, какая же еще посуда поступила в детский сад. Ой, а, что же с ней случилось? Как вы думаете?
Предположение детей
Воспитатель, а что мы с ней можем сделать?
Предположение детей. Подвести их тому, чтобы попробовать склеить, соединить картинку в одно целое.
Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает им помощь, если это необходимо.
Воспитатель: Ребята посмотрите на посуду вам здесь ничего не кажется необычным.
Предположение детей.
Подвести их к тому,что посуду нужно украсить.
Воспитатель: скажите, а вы знаете кто такой дизайнер? А хотели бы им побыть? Что- то украсить, сделать еще красивее.
Дети: да
Воспитатель: Ребята посмотрите на эту посуду, какая она? что мы можем с ней сделать?
Дети: украсить
Воспитатель: Если мы ее украсим, что с ней станет.
Дети: Она будет красивая, яркая, цветная, блестящая и т. д
Воспитатель: Так что побудем в роли дизайнеров и украсим посуду.
Дети : Да
Д. И. «Опиши посуду».
Украшают. И представляют свою работу. При помощи схемы описывают свою посуду. Какая она?
Воспитатель: Мы с вами создали свою коллекцию посуды. И можем организовать выставку.
Итог занятия.
Ребята кому мы сегодня помогали. Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем занимались, в какие игры играли, что больше понравилось.