Екатерина Дюк
Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа
Тема: «Чья вещь?». дид. игра Рассматривание сюжетных картин «Шарик улетел»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
Публикация «Развитие речи в детском саду, Вторая младшая группа» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными
• Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами
Области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Ход занятия.
1. Организационный момент
Перед началом занятия раздаем детям картинки. Дает детям возможность рассмотреть предметы и обменяться впечатлениями. Положить свои картинки на стол и зажмуриться (не следует разрешать детям закрывать глаза руками) и забирает 5–6 картинок. Затем просит открыть глаза и спрашивает: «Чья вещь? Если ничья, себе оставлю». Педагог подсказывает, как надо ответить на вопрос: «Это мое красное ведерко. Это мой желтый совочек».
Воспитатель предлагает детям обменяться предметами. Потом выясняет, кто с кем и чем поменялся. Подсказывает, как правильнее рассказать об этом.
Дети вновь закрывают глаза, и игра повторяется.
2. Основная часть
Педагог предлагает детям рассмотреть картину «Шарик улетел» и просит их подумать, что произошло на картинке, и чем, закончится история, изображенная художником.
Так что же случилось на картинке? (У девочки в нарядном платье улетел синий шарик.) А мальчики… Что про них скажете? (мальчик в шортах и жилете отдаст свой шарик девочке). Он отдает желтый или голубой шарик? (Выслушивает и уточняет ответы детей.)
Мальчик правильно поступил, что делится своим шариком с девочкой?
Посмотрите на собачку. Как думаете, чья она? А какая она?
Там, где гуляют дети, красиво? Вам нравится картина, которая называется «Шарик улетел?» Очень хорошо. А теперь давайте, послушаем историю по этой картине:
«Был праздник. Дети гуляли в парке. Там красиво: чистые песчаные дорожки, нарядный домик для игр. Дети получили в подарок воздушные шарики, кто один, кто два, а кто и три. У девочки в красивом красном платьице, гуляющей с очаровательной маленькой собачкой, шарик вырвался, но малыш поспешил ей на помощь и поделился своим шарико».
Тема: Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
• Познакомить со сказкой «Колобок» (обработ. К. Ушинского)
• Упражнять детей в образовании слов по аналогии.
Области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель в начале занятия выясняет у детей, кто такой колобок. Выслушивает ответы и зачитывает отрывок, обобщая высказывания детей: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок».
Воспитатель: А, колобок, какой формы? (круглый). Давайте поищем в нашей группе предметы круглой формы (дети ходят по комнате, находят разноцветные мячики, каждый берёт по одному мячику). У каждого из вас мячики в руках, какой они формы? Круглые, как колобки. Давайте покажем, как бабка колобок скатала (катание мячиков между ладонями). Потом бабка изжарила колобок в масле и положила его на окошечко остудить. Значит, колобок, какой был? (горячий). А чтобы его остудить, что нужно сделать? Подуть. Давайте покажем зайчику, как мы можем сильно дуть, будем ветерком.
2. Дыхательная гимнастика
Сильный ветер вдруг подул,
С колобка весь жар он сдул.
Воспитатель: А теперь послушайте сказку. Я буду читать сказку, а вы должны радоваться, когда колобок убегал от зверей, и огорчаться, что лиса перехитрит его. Воспитатель дает время обменяться детям впечатлениями. Уточняет, что говорили колобку заяц, волк и медведь, повстречавшись с ним. (Колобок, колобок! Я тебя съем)
Воспитатель: А что сказала хитрая лиса, увидев колобка? «Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!» - похвалила колобка лиса, он обрадовался, а лисьей хитрости не почувствовал. Печально закончилось его путешествие. Как оно закончилось? («А лиса его – ам! - И съела!»)
Давайте вместе покажем, какая бывает лиса.
3. Физминутка Рыжая лиса. (зрительная гимнастика) .
Ходит рыжая лиса
Щурит хитрые глаза.
Смотрит хитрая лисица,
Ищет, чем бы поживиться.
Пошла лисичка на базар,
Посмотрела весь товар.
Захотела колобка,
Побежала в лес она.
4. Д/у «Играем в слова»
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в слова. Я буду называть слова, обозначающие большие предметы, а вы будете произносить слова, обозначающие предметы поменьше или совсем маленькие. Например: дом – домик, горшок – горшочек, книга – книжечка….
Примерные слова: совок, ведро, лента, цветок, кнопка, платье, ветка, куст, машина, стол, окно…
5. Анализ работы.
Завершая занятие, говорим детям о том, что известные художники делали рисунки к сказке «Колобок» (Ю. Васнецов, Е. Рачев). Показываем разные картинки колобка и спрашиваем у детей какая картинка им больше нравится.
Тема: Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
• Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций
• Продолжать произношение звука «О»
Области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Ход занятия
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел сказочный герой. Что бы он нам показался, надо отгадать загадку.
- Как вы считаете, сможете отгадать загадку и узнать, кто пришел к нам в гости? «И от бабушки ушел и от дедушки ушел». (Колобок)
2. Совместная деятельность.
- Кто помнит, какую песенку пел колобок? Споем вместе с колобком песенку, которую он пел для волка? Лисы?
- Колобку понравилось как вы поете. Он знает, что ваши язычки тоже умеют петь песенки.
- Язычок долго и с удовольствием пел песенку малыша, который еще не умеет говорить, а произносит только звук а (а-а-а). Спойте песенку малыша. Когда вам больно вы говорите «Ой» Давайте скажем все вместе «Ой»
Когда человек – взрослый или ребенок – чему-то рад или удивлен, он может воскликнуть: „Ох!“ Можете повторить? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.)
3. Физкультминутка.
Если любишь всех вокруг,
Делай так! (хлопки в ладоши)
Если рядом с тобой друг,
Делай так! (прыжки на месте)
Если дождик вдруг польется,
Делай так! (хлопки над головой)
Если мама улыбнется,
Делай так! (хлопки и прыжки одновременно)
- Расскажем колобку, как внимательно мы читали и рассматривали иллюстрации к сказке «Колобок».
4. Анализ работы.
- Ребята, понравилось вам сегодня играть?
-Какую новую песенку нам спел язычек?
Тема: Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности.
Возрастная группа: вторая младшая
Задачи:
• Помочь детям запомнить стихотворение «А. Плещеева «Осень наступила»
• При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору
Области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель уточняет у детей, какое сейчас время года, предлагает рассмотреть картины, иллюстрирующие пасмурную, унылую осень, предлагает послушать, как это время года описано поэтом в стихотворении.
2. Чтение стихотворений.
ОСЕНЬ
Осень наступила.
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
А. Плещеев
Воспитатель:
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Какая осенью травка?
- Как выглядят кусты?
- Можно ли увидеть зелёную травку осенью?
- Какое небо осенью?
- Бывает ли осенью яркое солнце?
- Откуда взялся ручей?
- Куда и почему птицы улетают осенью?
Воспитатель:
Осень – грустное время года, и многие животные скучают по лету. И заяц тоже, сегодня он пришёл к нам в гости. Посмотрите, какой он печальный (ставит на стол игрушку зайчика). Хотите узнать почему? Давайте послушаем стихотворение.
ЗАЙЧИК
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
А. Блок
Воспитатель:
- Почему же наш зайчик такой грустный?
- Какое время года наступило?
- Как автор описывает осень в стихотворении?
- Нравится ли осень зайчику и почему?
- Жалко вам маленького зайчишку? Почему?
(Воспитатель повторно читает стихотворение, помогает детям его запомнить).
3. Физминутка
Раз, два, три,четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
Листья березы, (сжимают разжимают кулачки)
Листья рябины, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем (шагают пальчиками по ладошке)
4. Анализ работы
- Какие стихи мы прочитали?
- О чём эти стихи?
- Какую песню мы исполнили?
Молодцы, ребята!