Харченко Наталия Николаевна
Развитие речи в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление : он
начинает устанавливать между словами простейшие связи, обобщать предметы
по сходным признакам. Внимание его становится более устойчивым: он может,
не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С
развитием речи совершенствуется восприятие и память малыша. Он начинает
Публикация «Развитие речи в первой младшей группе» размещена в разделах
запоминать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов,
коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова
и фразы. Возрастающий интерес ребенка к предметам и действиям с ними
побуждает его постоянно обращаться к взрослым, а это возможно только при
овладении речью. В целом, при нормальном развитии для всех детей период от
полутора до трех лет – это благоприятное время для развития речи.
К тр м годам реб нок уже обычно правильно называет себя и может даже
высказать о себе критические замечания. От двух до тр х лет реб нок начинает
понимать сложноподчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я
тебе покажу книжку». Слушает обьяснения «как» и «почему», выполняет
указания из двух частей: «Сначала съешь кашу, потом вытри рот», «Выпей
молоко и поставь чашку на буфет». Тому подобные речевые указания, просьбы
начинают по-настоящему регулировать поведение малыша.
Словарный запас тр хлетнего реб нка по сравнению с предыдущим
возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов:
игрушек, посуды, одежды и пр., т. е., в основном, тех предметов, которые
находятся в ближайшем окружении. На третьем году жизни он начинает шире
пользоваться глаголами и прилагательными. При помощи прилагательных
ребенок обозначает не только размеры предметов, но и все чаще называет их
цвет, свойства, качества, форму (красный, зеленый, плохой, хороший, чистый,
горячий, сладкий, круглый и пр.).
Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части
речи, за исключением числительных, причастий, деепричастий. Ребенок делает
первые попытки понять числительные. Многие дети показывают на пальцах
свой возраст, если, конечно, взрослые их этому научили.
От двух до тр х лет у реб нка не только колличественно увеличивается
словарь, но происходят качественные изменения значения слова.
Если до полутора лет слово для ребенка обозначало один определ нный
предмет (например, «кукла» – только вот эта кукла, то к двум годам реб нок
способен одним словом назвать группу однородных предметов, способен
выделать смысловое значение слова. Словом он обозначает несколько групп
предметов, имеющих общее значение («Игрушки», «Посуда» и т. д.). Так, слово
«игрушки» обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предметы, которые
предназначены для игры.
Несмотря на большое количество слов, которые реб нок говорит,
произношение этих слов недостаточно отч тливо, оттого речь в целом не всегда
понятна окружающим взрослым. Реб нок хорошо воспроизводит простые слова
из двух слогов (типа «рука», «нога», «каша»); в словах из 2-4 слогов пропускает
слоги, отдельные согласные.
На третьем году жизни ребенок осваивает ряд новых звуков, начинает
произносить мягкие свистящие звуки СЬ, ЗЬ и смягч нное Ц («цяпля» вместо
«цапля», звук ЛЬ. Однако произношение многих звуков не совершенно, что на
данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как
подвижность мышц языка, губ еще недостаточна. Многие трудные звуки
ребенок заменяет на более легкие по произношению. Так, вместо шипящих
звуков (Ш, Ж, Ч, Щ) малыш нередко произносит мягкие свистящие: «сяпка»
(шапка, «зюк» (жук, «сяйник» (чайник, а иногда и звук ТЬ: «тясы» (часы).
Некоторые дети в этом возрасте заменяют щипящие звуки тв рдыми
свистящими: «сапка» (шапка). Вместо твердых свистящих звуков произносятся
мягкие свистящие: «сянки» (санки, «зяйка» (зайка). Согласные Р, РЬ, Л
отсутствуют или заменяют звуками ЛЬ, Й: «ыба» (рыба, «двель» (дверь,
«мей» (мел).
Показателем нормального речевого развития у ребенка тр х лет является
фраза. Ребенок до двух лет говорит примитивную фразу, в основном
выстраивает в ряд два-три слова, никак не связанные между собой
граматическими категориями. Например, «Мама, пи». Эта фраза может
обозначать в разных ситуациях: «Мама, дай пить!», «Мама пь т». Понять е
можно только в конкретной ситуации.