Дарья Долгова
НОД в подготовительной к школе группы «Хлеб, рожь, овёс, пшеница…»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 365" г. о. Самара Долгова Д. Д.
Направление развития: речевое развитие.
Содержательная линия: связная речь.
Цель: ознакомление дошкольников с русским фольклором Самарской области с помощью считалки «Катилась торба с высокого горба».
Задачи:
познакомить с зерновыми культурами (рожь, овёс, пшеница) и учить различать их.
развивать умение образовывать относительные прилагательные от существительных;
закреплять умение составлять предложения с заданными словами;
учить запоминать текст считалки с помощью наглядных моделей.
воспитывать чувство товарищества при работе в парах.
Организационный момент.
Учитель-логопед предлагает детям послушать песню «Висит торба на берёзе», спрашивает, что услышали в песне.
Педагог показывает детям торбу, спрашивает, что это такое. Объясняет детям, что торба – это сумка, мешок, который носили на плече, через плечо. Ее могли делать из разных материалов.
Мотивационно-организационный этап.
Учитель-логопед предлагает детям послушать песню «Висит торба на берёзе», спрашивает, что услышали в песне.
Педагог показывает детям торбу, спрашивает, что это такое. Объясняет детям, что торба – это сумка, мешок, который носили на плече, через плечо. Ее могли делать из разных материалов.
Деятельностный этап.
Педагог спрашивает детей, что могли носить в торбе. Предлагает открыть торбу и посмотреть, что в ней.
Педагог достает контейнеры с зернами овса, пшеницы, ржи и объясняет детям, что это. Рассматривают зёрна, педагог рассказывает, чем они похожи и чем различаются.
Затем показывает изображения колосьев ржи, пшеницы, овса. Рассматривают изображения с колосьями, педагог рассказывает, чем похожи и чем различаются колосья.
Предлагает детям сравнить их и запомнить, как они выглядят.
Педагог предлагает соотнести контейнеры с зёрнами к изображениям колосьев.
Педагог достаёт картинки – поле с колосьями, зёрна, муку, хлебобулочные изделия. Рассказывает, как из колосьев получаются хлебобулочные изделия и обращает внимание на уважительное отношение к хлебу.
Педагог предлагает детям взять по одной картинке (картинки разложены на столе изображением вниз). У кого одинаковые картинки, те образуют группу.
(Картинки: пшеничный и ржаной хлеб)
После этого педагог предлагает детям в группе придумать предложения с этими словами.
Педагог спрашивает у детей, что можно приготовить из ржи, пшеницы и овса.
Например, муку, кашу, печенье и т. д.
Педагог предлагает встать в круг и поиграть в игру «Какой? Какая? Какое?».
Поле, на котором выращивают пшеницу (Какое) – пшеничное поле;
Мука из пшеницы (Какая) – пшеничная мука;
Печенье из пшеницы (Какое) – пшеничное печенье;
Хлеб из пшеницы (Какой) – пшеничный хлеб;
Поле, на котором выращивают рожь (Какое) – ржаное поле;
Мука из ржи (Какая) – ржаная мука;
Хлеб из ржи (Какой) – ржаной хлеб;
Печенье из ржи (Какое) – ржаное печенье;
Поле, на котором выращивают овёс (Какое) – овсяное поле;
Каша из овса (Какая) – овсяная каша;
Печенье из овса (Какое) – овсяное печенье.
Педагог говорит детям, что про торбу народ Самарской области придумал считалку и предлагает детям ее послушать.
Считалка «Катилась торба с высокого горба»
Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, рожь, овёс, пшеница.
Кто с кем хочет поделиться?
С небом и с землёй,
Только не с тобой.
Педагог предлагает детям выучить считалку с помощью метода наглядного моделирования (показывает схемы-модели, объясняет, что они обозначают). Наглядные модели прикрепляет на доску.
Заключительный этап.
Педагог делится своими эмоциями и впечатлениями от занятия.
Затем спрашивает детей:
- Что интересного сегодня было?
- Какие новые слова узнали?
- О чем расскажете дома родителям? и т. п.
Затем педагог показывает детям альбом, в котором собраны материалы по теме (текст считалки, схемы для заучивания текста, картинки, раскраски, штриховки) и дарит альбом «Катилась торба с высокого горба».