Жанна Храмова
Развитие речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Важным достижением каждого человека, позволившего ему использовать общечеловеческий опыт, как настоящий, та и прошлый, является речевое развитие, которое может развиваться на основе трудовой деятельности.
В современное время – это время высоких информационных технологий, и конечно же глубоко гуманистического понимания роли человека.
Публикация «Развитие речи у старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
При использовании и обучении разнообразных технологий каждый должен понимать, что наш язык играет важную роль. При этом следует отметить, что природа создавшая каждого из нас позаботилась о трех языковых механизмах:
- Каждый субъект решает сам, что он передает другому (то есть внешняя речь)
- Каждый субъект решает, что ему сохранить в мыслях.
- Сам процесс понимания и речепорождения скрыт от каждого хозяина, и он видит только результат.
По некоторым подсчетам доли использования речи и языка в жизни человека распределяются таким образом:
*общение – говорение, диалоги, монологи (не более 15 %, аудирование.
* внутреннее общение: одностороннее – через чтение газет, книг.
*общение с самим собой, обдумывание чего-то, внутренний диалог с самим собой или же с вымышленным персонажем, самоанализ.
Конечно же чем богаче мир человека, тем глубже его мысли, и тем больше разнообразных и сложных языковых средств он требует. А может и наоборот: богатство нашего языка осложняет, разнообразит духовную и мысленную жизнь личности.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) – считается что, это период развития психических процессов и познавательной деятельности. Этот период считается овладением социальным пространством наших человеческих отношения через общение со взрослыми и близкими, а также через реальные отношения со сверстниками и игровые ситуации. Этот возраст может принести ребенку новые принципиальные достижения.
Самой главной особенностью дошкольного возраста является произвольность психических процессов. В этом возрасте может выходить за пределы своего семейного мира и отношений с миром взрослых людей.
Старший дошкольный возраст является решающим в процессе становления личности. В этом возрасте идет развитие базовых составляющих психического развития, и в этом процессе формируется ведущее личностное образование – детская компетентность.
Дошкольный возраст считается периодом совершенствования, и развития личности, за период дошкольного возраста происходит обогащение индивидуальными параметрами.
У старших дошкольников появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие поступки и действия, которые позволяют отследить поведения и становление произвольности.
Развитие личности ребенка включает в себя две стороны. Одна из которых состоит в том, что ребенок начинает понимать свое место в окружающем его мире. Вторая же сторона – развитие воли и чувств. Они обеспечивают устойчивость поведения, и соподчинения мотивов.
Особую роль в развитии психологического состояния детей старшего возраста занимаю главное место конечно же эмоции, и развитие эмоционально-личностной сферы. Развитие памяти у дошкольников старшего возраста характеризуется переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое включает в себя формирование регулятивных компонентов психологической деятельности и приемов запоминания в соответствии с операциями мыслительной деятельности.
В дошкольном возрасте в процессе освоения речи развивается словесная память; так же возникает произвольная память, связанна с появлением произвольных механизмов деятельности и поведения.
Речь каждого ребенка формируется в общении с окружающим его миром и людьми окружающими его. В процессе общения проявляется познавательная и предметная деятельность. Овладение речью может перестроить всю психику малыша, и позволяет ему воспринимать явления более произвольно и осознанно. У детей старшего возраста развитие речи может достигать довольно высокого уровня. Многие дети правильно произносят все звуки своего родного языка, могут регулировать темп речи, силу голоса, могут воспроизвести интонацию вопроса, удивления, радости. Обогащение лексики продолжается, однако самое важное внимание уделяется качественной стороне: увеличению лексического запаса словами, как простыми так и многозначными.
Так же необходимо развивать у каждого ребенка умение строить диалог, и обязательно с использованием разных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого нужно проводить беседы на разнообразные темы, связанные с семьей и жизнью ребенка, детским садом, а так же его отношение с друзьями и взрослыми. В диалоге ребенок начинает учится выслушивать собеседника, задавать свои вопросы, и при этом стараться отвечать в зависимости от окружающих контекстов.
И конечно самое главное, что все умения и навыки, которые формируются в процессе диалогической речи, нужны каждому ребенку для развития монологической речи.