Марина Садуллаева
Развитие речи у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей раннего возраста
По своей структуре и правилам язык представляет собой одно из
наиболее сложных изобретений человечества, но дети всех стран и народов с
удивительной легкостью в раннем детстве усваивают его и овладевают
речью, причем этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит
одни и те же стадии. К возрасту около года ребенок произносит отдельные
слова; примерно в два года он говорит двух-трехсловными предложениями; к
Публикация «Развитие речи у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
четырем годам дети оказываются в состоянии разговаривать почти так же
хорошо, как и взрослые.
Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около
одного года. К этому времени дети обычно имеют уже довольно богатый
опыт познания окружающей действительности с помощью органов чувств. У
них сложились более или менее определенные представления о своих
родителях, о пище, об окружающей обстановке об игрушках. В этих
условиях для начала освоения речи ребенку остается сделать не так уж
много: связать имеющиеся у него образы с теми или иными сочетаниями
звуков, неоднократно произносимыми взрослыми в его присутствии при
наличии в поле зрения соответствующих предметов или явлений.
Из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, дети
поначалу усваивают далеко не все, а лишь отдельные свойства, характерные
для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным
в их восприятии. В дальнейшем по мере накопления опыта использования
данного слова дети постепенно усваивают более глубокий, обобщенный
смысл понятия, отделяя существенное от несущественного в отображенных в
нем признаках.
Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно
от 1,5 до 2,5 лет. В это время дети научаются комбинировать слова,
объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до
целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая
половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной
самостоятельной речи, направленной на управление поведением
окружающих людей и на овладение собственным поведением.
Тем не менее, примерно до 1,6-1,8 лет у ребенка развивается только
понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного
словаря.
С 11 месяцев начинается также переход от дофонемной к фонемной
речи, и этот процесс продолжается на втором, третьем и даже на четвертом
году жизни. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи,
строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается
грамматическое согласование всех слов. Постепенное развитие
грамматической структуры речи приводит к тому, что к трем годам ребенок
овладевает практически почти всеми падежами и может с помощью
служебных слов строить сложные предложения. Примерно в это же время
возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого
высказывания со стороны ребенка и речи другого человека.
На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к
окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть,
услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и
дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок не всегда
удовлетворяется услышанным; он непременно хочет запомнить название и
самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название
сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь
ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного.
Вначале ребенок пользуется однословными предложениями,
выражающими собой какую-либо целую, законченную мысль. Такие словапредложения возникают и называются почти всегда в связи с некоторой
конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией. Затем появляются
предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и
сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая
мысль или целостное высказывание.
В начальный период усвоения речи ребенок годовалого возраста
реагирует на слова как на ситуацию в целом. Для него слово чаще всего
связывается с обстановкой, а не с отдельными представляющим ми ее
предметами. Внимательно наблюдая за действиями взрослого,
произносящего слова, ребенок воспринимает мимику и жесты, реагируя на
них, улавливая по ним смысл того, что говорит взрослый человек. Можно
было бы сказать, что в самом начале обучения речи ребенок реагирует на
слова примерно так же, как на них реагируют высшие животные, например
антропоиды, дельфины и собаки.
Прежде всего, ребенок усваивает словесные обозначения
окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и,
наконец, частей тела и лица. Все это - имена существительные, и они обычно
приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам нормально
развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов,
относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное
и разнообразное общение взрослых с ребенком.
После полутора лет жизни ребенок начинает проявлять собственную
активность в речевом общении и сам спрашивает названия окружающих его
предметов. Вначале он пользуется языком мимики, жестов и пантомимики
для постановки подобного рода вопросов, часто просто указывая взрослому
рукой или пальцем на то, что его интересует, и ждет от взрослого названия
соответствующего предмета или явления. Затем к жесту добавляется вопрос
ребенка, выраженный словом.
Любопытно, что ребенок, уже слышавший ранее название какого-либо
предмета, иногда повторно обращается к взрослому с соответствующим
вопросом, касающимся его. Если взрослый неправильно называет уже
знакомый ребенку предмет, то ребенок не довольствуется таким ответом и
повторяет свой вопрос до тех пор, пока не получит на него правильный ответ.
Подобными вопросами ребенок раннего возраста как бы проверяет свои
знания и запоминает интересующие его названия.
Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к
тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать
рассказы, сказки, стихи. Это очень важный момент в речевом развитии
ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать
действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее
идеальном, понятийном отражении в языке.
До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30-40 до 100 слов и
употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в
развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300,а к
трехлетнему возрасту – 1200-1500 слов.
Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое
представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода
и личной гигиены, правильно их используют. Знакомясь с новыми
предметами, дети, прежде всего, стараются определить их функции, задавая
взрослому вопрос: «Как это называется?» В ответ на такой вопрос взрослый
обычно не только называет предмет, но и показывает ребенку, как им
правильно пользоваться.
После интонационного оформления голосовых реакций ребенка
начинается процесс становления фонематического слуха. Он в основном
завершается к двум годам, когда реб нок уже может различать слова,
отличающиеся друг от друга всего лишь одной фонемой. Дальнейшее
развитие процесса овладения речью включает ряд аспектов: семантический,
морфологический, синтаксический и прагматический.
В усвоении грамматики ребенком раннего возраста наблюдаются
следующие закономерности. Первый период речевого развития,
охватывающий возраст от 1 года до 2 лет, характеризуется слабым
развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в
основном в неизменном виде. Второй период, включающий промежуток
времени от 2 до 3 лет, представляет собой начало интенсивного
формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в
это время становятся частями предложения, происходит согласование их
окончаний.
Развитие семантической функции в детской речи связано с
определением смысла слов, его дифференциацией, уточнением и
приобретением словами обобщенных значений, которые с ними связываются
в языке. Существует продолжительный этап речевого развития, когда в речи
ребенка появляются многозначные слова. Их количество относительно
невелико, от 3 до 7% словарного запаса ребенка, употребляемого между
одним и тремя годами жизни. Далее происходит распад многозначных слов и
приобретение устойчивости их значениями. Это связано с началом
обобщения признаков предметов и их фиксацией в словесных значениях.
Основаниями для обобщений служат различные признаки предметов.
Определенные ступени развития словесных обобщений можно
наметить в возрасте от одного года до начала второго полугодия второго года
жизни. На первой ступени ребенок группирует предметы по внешним,
наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам. На второй ступени
обобщение происходит по функциональным признакам, т. е. по той роли, в
какой предметы используются в детской игре. Третья ступень
характеризуется умением вычленять общие и устойчивые признаки
предметов, отражающие их природу и зависимые от ситуационного,
функционального использования данных предметов.
Особую линию в речевом развитии представляет та, которая связана с
использованием речи как средства общения, управления поведением других
людей и саморегуляцией. Ребенок в возрасте примерно от 2,5 до 3,0 лет еще
не в состоянии следовать сложной речевой инструкции взрослого, особенно
тогда, когда в нее включается требование выбора одного действия из
нескольких альтернативных. Только к 3,5 годам, а иногда к 4 годам у детей
формируется сложная реакция выбора под действием речевой инструкции.
Речь трехлетнего ребенка состоит в основном из простых
предложений. Начиная с этого возраста появляются первые признаки
эгоцентрической речи, на специфике, функциях и судьбе которой мы
остановимся в дальнейшем.
Двухлетние дети понимают и общие вопросы, требующие ответа типа
«да» или «нет», и специальные вопросы, начинающиеся со слов «где», «кто»,
«что». Они также верно отвечают на вопросы «почему» и «зачем». Как же
усваивается язык и формируется речь ребенка с точки зрения
психологических механизмов этого сложного процесса? Предполагают, что
тремя основными путями усвоения языка и индивидуального развития речи
являются следующие: подражание, образование условнорефлекторных
ассоциаций, постановка и опытная проверка эмпирических гипотез.
Подражание влияет на формирование всех аспектов речи, но
особенно фонетики и грамматики. Этот механизм включается в действие
сразу же, как только у ребенка появляются первые признаки
соответствующей способности. Но подражание — это только начальный этап
речевого развития. Без следующих двух этапов он не в состоянии привести к
большим успехам в усвоении языка.
Функция условнорефлекторного обусловливания в порождении-речи
выступает в том, что использование взрослыми людьми разнообразных
поощрений ускоряет развитие детской речи. Нельзя, однако, сказать, что без
этого речь формироваться у ребенка не будет вообще. Известно, что
некоторые родители в течение длительного времени в начальный период
освоения ребенком речи сознательно не пользуются системой значимых для
ребенка поощрений. Это особенно заметно в тех редких семьях, где мать и
другие окружающие ребенка взрослые люди вообще мало уделяют времени
общению с детьми, а также там, где дети в значительной мере лишены такого
внимания, например в домах ребенка. И, тем не менее, в этих условиях к
нужному сроку речь ребенка все же оформляется.