Наталья Варлакова
Развитие речи с движением детей с ТНР дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад №206» Новокузнецкого городского округа Варлакова Наталья Николаевна
Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольников составляют сегодня дети с нарушениями в речевом развитии и двигательной активности. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - это дети с поражением центральной нервной системы, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической и двигательной деятельности.
Публикация «Развитие речи с движением детей с ТНР дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речевые нарушения у них грубо выражены как в отношении звукопроизношения, так и в плане развития лексико-грамматического строя, связной речи. Помимо этого, отклонения имеются в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. А так же наблюдается нарушение статического и динамического равновесия, недоразвитие координации глобальных движений между туловищем и конечностями, замедленность движений, отмечается недостаточная координация мелкой кистевой и артикуляционной моторики.
В связи с решением проблемы перед нами, специалистами ДОУ, встали вопросы: какие методы, формы можно применить для улучшения речедвигательного развития детей с ТНР? В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся вопросы здоровьезбережения детей дошкольного возраста. Нами были изучены и рассмотрены здоровьесберегающие технологии компенсирующей направленности.
Содержание работы направлено на физическое и речевое развитие детей с речевыми нарушениями (ТНР) дошкольного возраста средствами Культурных практик здоровьесберегающей направленности, предусматривает систематичность и последова-тельность обучения последовательно формирует речедвигательные навыки.
В процессе обучения у детей с ТНР устраняются двигательные блоки, мышечные зажимы и психологические барьеры, увеличиваются гибкость и подвижность тела, развиваются чувство ритма, координация движений и улучшается речь. Дети постепенно приобретают эмоциональную отзывчивость на речедвигательные упражнения и навыки социально-активной личности.
Целью является развитие речи с движением у детей с ТНР дошкольного возраста через культурные практики здоровьезберегающей направленности, что обусловливает решение следующих задач:
- формировать у детей потребность в освоении способов развития речи с движением, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников с ВОЗ (ТНР);
-приобщать детей к ценностям здорового образа жизни, обращенных в специальных видах двигательной деятельности: в развитии;
- развивать психические процессы: речь, память, внимание, воображение, мышление с помощью логотерапии, связанной с речедвигательной деятельностью;
- разработать методический комплект по речедвигательному развитию детей с ТНР дошкольного возраста.
Занятие включает в себя игры и упражнения:
Артикуляционные упражнения и самомассаж, мимическая гимнастика. Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д., песочная терапия и др.) Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения. Логоритмика, речедвигательная гимнастика, упражнения на релаксацию, кинезиологические упражнения. Так же игры и упражнения на речедвигательное развитие включают в образовательную и совместную деятельность воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Много времени в работе с детьми с нарушениями речи необходимо уделять играм и упражнениям для совершенствования мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации, которые способствуют развитию речи, внимания, пространственных представлений, памяти и мышления. Так как, на ряду с нарушением речи, у детей нарушено двигательное развитие и психические процессы.
Речедвигательные игры и упражнения предполагает использование связи движений и речи, а так же развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики.
Основа речедвигательных игр — это нормализация межанализаторного взаимодействия (моторного и речевого). Ряд учёных и логопедов-практиков отмечают, что если выполнение двигательных заданий сопровождается речью, то это значительно повышает эффективность занятий, как по развитию моторики, так и по развитию речи.
Виды речедвигательных игр и упражнений:
- игровой массаж и самомассаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения, может выполняться с предметами;
- дыхательные упражнения со звукоподражанием;
- пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью;
- «Рассказывание» стихов с помощью движений способствует развитию слухового восприятия, согласованности движений и речевых высказываний и интонационной выразительности речи;
- логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение;
- кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения с речевым материалом улучшают дыхание, дикцию, вырабатывают чувство ритма, чёткое произнесение фраз.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.