Лучший педагог года

Развитие речи ребёнка средствами инновационных технологий патриотической тематики

Анна Кузнецова
Развитие речи ребёнка средствами инновационных технологий патриотической тематики

«…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм…»

В. В. Путин

Проект «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов. В Доктрине подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.

Публикация «Развитие речи ребёнка средствами инновационных технологий патриотической тематики» размещена в разделах

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В него входит две составляющие: нравственное воспитание и патриотическое воспитание.

Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм.

Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к истокам культуры нашего общества, пробуждения любви к родному краю и родной природе, воспитания уважения и любви к своей семье, воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам, преданности Отечеству. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в которых определё н социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

Образовательная программа МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» реализуется цели нравственно-патриотического воспитания посредствам примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живем». В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка в контексте культуры родного края, и принцип культуросообразности, предполагающий учет национальных ценностей и традиций народной педагогики в образовании.

Задачи примерного регионального модуля программы заключаются:

- в формировании у детей чувства любви к родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;

- формировании представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;

- воспитании патриотизма, уважение к культурному прошлому России и Мордовии;

- формировании познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;

- формировании чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта; - воспитании гражданско-патриотических чувств.

Многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками речевой деятельности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи детей.

Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма. В своем арсенале воспитатель может использовать самые разнообразные формы работы для развития речи детей и нравственно-патриотических представлений, суждений, оценок с учетом психологических особенностей дошкольника. Для достижения определенного результата в развитии речи нравственно - патриотическом воспитании, в работе рекомендуется использовать новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Говоря об инновационных технологиях в развитии речи и нравственно-патриотическом воспитании, прежде всего, хочется отметить: - проектные технологии; - поисковая деятельность; - создание мини-музеев; - проведение тематических акций; - использование информационно – компьютерных технологий.

Проектные технологии. Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Работа над проектом состоит из нескольких этапов. На первом этапе выявляется проблема, которую нужно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Второй этап - это постановка цели исследования. Третий этап - определение исследовательских задач, т. е. основных шагов по достижению цели. На четвертом этапе составляется предварительный план исследования - обсуждение вариантов поиска информации. На пятом этапе проводится поисково-исследовательская деятельность для решения поставленной цели и задач. Заключительным этапом является подготовка вывода, ответа на вопрос – достигнута ли поставленная цель проекта.

Проектная деятельность позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании проектная деятельность открывает на следующей ступени – в школе – путь к участию детей в районных, городских, региональных, а затем и международных проектах, а значит к непрерывному гражданскому образованию.

Поисковая деятельность. Для воспитания у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств, в детском саду можно организовать поисковую деятельность, в которой дети сами ищут ответы на интересующие вопросы. Например, они могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам.

Технология мини-музеев. Еще одна технология в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников – это мини-музеи. На базе дошкольных образовательных учреждений создаются мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей. Так же в группах детского сада создаются музейные уголки. Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Почему нужно создавать мини-музеи? Сейчас, в век компьютерных технологий, занятости родителей, либо каких-то других причин, большая часть дошкольников ни разу не была в музее. Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Поэтому в дошкольных учреждениях нужно создать свой собственный «музейный комплекс». Использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Тематические акции. Традиционным в работе по нравственно-патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций. С помощью компьютерных технологий готовятся маршрутные листы выходного дня, памятки, буклеты для родителей, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданственного образования и воспитания ребенка. Например, акции «Поздравь соседей-ветеранов», «Открытка ветерану», «Помоги старшим», «Здоровая планета», «Сохрани дерево», «Покормите птиц зимой» и другие.

В рамках проводимых акций воспитанники могут участвовать в посильных для них мероприятиях. Например, для организации и проведении акции «Покормите птиц зимой» изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню». В рамках патриотической акции «Поздравь соседа-ветерана», «Открытка ветерану» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам, дети совместно с родителями изготавливают поздравительные открытки и поздравляют ветеранов.

Информационно-компьютерная технология. Период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу открытости души, наиболее важен для формирования чувства патриотизма. В работе для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма педагоги не редко активно используют ИКТ. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют. Педагогами дошкольных учреждений создаётся цикл презентаций, в основе которого лежит работа по формированию чувства патриотизма у дошкольников. Воспитывая у детей гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, формулируется тема о родном крае и родном городе. На занятиях проводятся беседы и викторины по данной тематике. Можно организовать видео-экскурсии к самым известным памятникам города. В результате такой целенаправленной работы у воспитанников группы формируются навыки поведения на улицах города, чувство гордости за свой город и уважения к людям труда. Использование на занятиях мультимедийного оборудования и гаджетов делает детей более активными, за счет высокой динамики, эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас. После таких занятий, в свободной деятельности дети с удовольствием слушают песни о Родине и играют в народные игры. Использование ИКТ в дошкольном обучении возможно, необходимо и эффективно. Критериями эффективности проводимой в ДОО работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре и России.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, проектов, методических рекомендаций и т. д. В

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД «ФЭМП» с использованием инновационных технологий Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Отчет по инновационному проекту «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников средствами игровых технологий» Отчёт о реализации инновационного проекта по теме:«Интеллектуально – творческое развитие детей средствами игровых технологий и музейной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи ребёнка средствами инновационных технологий патриотической тематики
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 10:05
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД