Ирина Ксенофонтова
Педсовет на тему «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Форма проведения: деловая игра.
Цель: повышение теоретического и практического уровня знаний педагогов о роли театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников.
Задачи:
Публикация «Педсовет на тему „Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей в театрализованной деятельности и игре.
2. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ.
3. Проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ.
4. Активизировать деятельность педагогов.
План проведения Педсовета :
1. Актуальность темы педсовета
2. «Театральные ступеньки» (из опыта работы педагогов).
3. Тест: «Хороший ли я воспитатель – знаю ли я своих детей»
4. Организация театрализованной деятельности в дошкольных группах.
5. Деловая игра
6. Подведение итогов.
7. Принятие решения Педсовета.
Ход педсовета:
Педагоги входят в зал под музыку, занимают места на стульях перед проектором.
- Сегодня я вас всех пригласила в нашу педагогическую гостиную для того, чтобы поговорить
Тема педсовета : «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».
1. Актуальность темы (вступительное слово)
«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Д. Родари
Всем нам известно, что современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства общения.
Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта.
Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
В соответствии с новыми требованиями возникла актуальность перестроить образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями дошкольника, максимально приблизив его к способам открытия окружающего мира, характерным для человека в этот период жизни (инициативному, личностно значимому, а значит и эмоционально насыщенному, игре и т. п.). Особая роль в реализации этого требования принадлежит воспитателю, который становится соавтором целостного образовательного процесса в детском саду, создавая эту целостность, учитывая особенности развития и конкретные интересы детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Именно поэтому образовательная область «Речевое развитие», представленная в федеральном государственном образовательном стандарте, занимает важное место, где первостепенное значение имеет организация содержательной и востребованной детьми деятельности. Такой деятельностью является игра. Разновидностью игр являются театрализованные игры.
Организация театрализованных игр детей — это и реализация принципов «ФГОС дошкольного образования» и активный способ управления процессом речевого развития детей. Ведь театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Развитие речи детей посредством организации театрализованных игр будет эффективной, если:
- обогащать данный вид игр содержанием, значимым для развития и усвоения различных форм речи;
- включать приемы театрализации в содержание непосредственно-образовательной деятельности;
- создавать материальные и педагогические условия для развития театрализованных игр детей, обеспечивая игровое пространство и время для их совместной с воспитателем и самостоятельной театрализованной деятельности;
- планомерно осуществлять руководство развития речи посредством театрализованной деятельности детей в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
чем мы с вами занимаемся и по сей день.
Поэтому, наш сегодняшний разговор направлен на повышение теоретического и практического уровня ваших знаний о роли театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников.
2. «Театральные ступеньки» (из опыта работы педагогов).
Сейчас хочется обменяться в нескольких словах опытом своей работы по теме, пройдясь по всем возрастным группам.
.Сообщения воспитателей.
3. Тест: «Хороший ли я воспитатель – знаю ли я своих детей».
Подводя итог ваших выступлений, наша работа несёт положительные результаты, а самое главное видно как заинтересованы вы, педагоги и как горят глаза детей.
И сейчас, мне хочется провести шуточный игровой тест на тему :
«Хороший ли я воспитатель – знаю ли я своих детей».
Задание 1. Прослушав, художественное произведение, вы должны узнать, голосом какого ребенка было озвучена: сказка, стихотворение, песенка.
1 ребёнок. Отрывок из русской народной сказки «Репка»
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.)
2 ребёнок. Отрывок из стихотворения «Мама»
Мама, так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье "МАМА".
3 ребёнок. Отрывок из русской народной сказки «Теремок»
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
4 ребёнок. Отрывок из стихотворения «Мама»
Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Задание 2. На мультимедийном экране вы увидите фото ребенка из нашего детского сада. Ваша задача узнать своих детей. Сложность состоит в том, что дети будут либо в костюме, либо в маске.
4. Результаты тематического контроля
Тема: "Организация театрализованной деятельности в группах ДОУ".
Цель: выявить эффективность работы педагогов по театрализованной деятельности в группах ДОУ.
Итоги тематической проверки “ Взгляд через розовые и тёмные очки”. Использовались две театральные маски – розовая и чёрная. Взглядом через розовые очки – ваши достижения в данном направлении, взгляд через тёмные очки – ваши недостатки.
5. Деловая игра.
Цель: активизация деятельности педагогов; способствование приобретения педагогами опыта коллективной работы; совершенствование практических навыков профессиональной деятельности; помощь в самореализации на Педагогическом совете.
А сейчас, предлагаю вам поиграть. Как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся.
Участникам педсовета предлагается разбиться на пары и встать лицом друг к другу, образуя тем самым два круга (внутренний и внешний). Участник пары, который стоит во внешнем кругу должен с помощью поклона (как девочки-присесть) пригласить своего партнёра на деловую игру, а участник пары, который стоит внутри круга должен с помощью поклона (как мальчики – головой) пригласить своего партнёра на деловую игру. Таким образом мы разбились на 2 команды: шляпки, маски. Прошу занять свои места и надеть атрибуты.
Деловая игра будет состоять из нескольких частей. За каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Для игры нам понадобится экспертная комиссия в составе заведующей, педагога-психолога, музыкального руководителя.
СТОЛ №1
Команда №1 «Шляпки»
СТОЛ №2
Команда №2 «Маски»
Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю!
Разминка
«Придумай девиз для своей команды».
В течение 1 минуты придумать девиз команде.
Задание 1
«Угадай …»
Покажите пословицу жестами, пантомимой, а другая команда попробует её отгадать.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Тише едешь - дальше будешь.
Любишь кататься - люби и саночки возить. Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.
Желающая команда дать ответ поднимает атрибут своей команды.
Задание 2
Вопрос-ответ
1. Что вы понимаете под развитием речи ребёнка?
(Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности).
2. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
(обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи).
3. Под театрализованной деятельностью детей я понимаю.
(«игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям)
4. Каким образом театрализованная деятельность связана с развитием речи?
(Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка. Дети как в процессе театрализованной деятельности, вовлекаются в реальное и ролевое общение. Происходит плавное дозированное и вместе с тем стремительное накопление речевого, коммуникативного опыта).
5. Назовите формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками?
(совместная деятельность во время НОД и в режимные моменты; самостоятельная деятельность самих детей; театрализованная деятельность на праздниках; посещение театра, музея кукол).
6. Что такое диалог?
(Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией).
Задание 3.
«Я дружу с интонацией»
(Педагоги должны изобразить этюд разной интонаций.)
Задание 4.
Творческая мастерская «Сочинялки».
Дошкольный возраст - период интенсивного развития речи путём творческих возможностей. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка – словесное творчество.
Словесное творчество выражается в разных формах:
- в словотворчестве (придумывание новых слов и оборотов)
- в сочинение загадок, небылиц, собственных рассказов, сказок
- в сочинение стихов
- в творческих пересказах
Особая роль отводится педагогу, насколько он сам творческая личность.
Например:
«Я пришёл сегодня в сад,
Очень Слава мне был рад.
Допиши две строчки для получения рифмы.
Задание 5
«Решение педагогических ситуаций»
1. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре.
Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.
2. Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок».
Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации?
6. Подведение итога.
Мне хотелось бы подвести итог нашей работы в педагогической гостиной.
Каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию речи средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, что коммуникативные навыки, полученные в театрализованной деятельности дети, смогли использовать в повседневной жизни.
«Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».
Л. С. Выготский
Решение педсовета.
1. Продолжать работу над расширением театрально-игрового опыта детей, отражая в планировании воспитательно-образовательного процесса.
2. Продолжать обогащать центр театрализованной деятельности материалами, оборудованием и литературой, направленным на накопление эмоционально - чувственного опыта детей.
3. Продолжать повышать уровень самообразования по изучению методических изданий по проблеме развития речи дошкольников посредством театрализованной деятельности в соответствии ФГОС.