Арасланова Ксения
Развитие речи ребенка через движение
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы хотим, чтобы наш ребёнок по возрасту развивался, рано заговорил, читал стишки, быстро всему учился, был послушным и, вообще, радовал родных и близких своими успехами. Но, к сожалению, не все дети "вписываются" в эту схему. Всё чаще специалисты сталкиваются с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка-это Задержка Речевого Развития. Многие родители и даже специалисты ошибочно полагают, что если нет речи, то и нужно прицельно развивать речь. Дело в том, что речь - верхушка айсберга, это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе (или их отсутствии).
Публикация «Развитие речи ребенка через движение» размещена в разделах
С момента рождения и до 7 лет у ребенка идёт активное созревание сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно "работали" необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира - это перемещение своего тела в пространстве.
Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития. Говорят, что дети познают мир через движение. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект - это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом сенсо-моторного развития.
Если вы хотите помочь малышу заговорить, то поймите одну простую вещь – речь развивается через движение, а точнее, вслед за ним. Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы развития и ждать, когда кроха начнёт болтать. Ребёнок сначала должен "оттачивать" крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. В обратном порядке развития не бывает. Вот почему "неговорящие" дети имеют проблемы с координацией, равновесием и ловкостью. Видимо, у них пропущен какой-то важный этап в двигательном развитии. Всё взаимосвязано. И когда вы ведёте малыша к логопеду, вспомните, когда вы в последний раз играли со своим ребёнком в подвижные игры? Не в пирамидки и Лего, а в прыжки, догонялки, толкалки и обнималки?
Я предлагаю вам несколько упражнений и игр, которые будут особенно полезны детям с речевыми задержками:
Игры с мячом:
• кидать мяч (взрослому, в корзину, вверх, об пол, в мишень);
• ловить мяч (прямо, сбоку, сверху, стоя на стульчике, на балансире.);
• перекидывать мяч с партнёром (при этом эмоционально сопровождать броски словами "бах", "бум", "лови", "кидай".);
• сбивать мишень мячом (как вариант-кегли). Мишень можно ставить как ниже уровня глаз, так и выше;
• для самых маленьких ещё подойдёт катать мяч по полу с партнёром (научить малыша рукой отталкивать мяч). Сопровождать словами "толкай", "кати". ;
• отталкивать руками (и ногами) фитбол;
• футбол (забивать мяч ногами в ворота, бить по мишени);
• для более старших подбрасывать мячик вверх и ловить его;
• кидать об стену и ловить;
• кидать об пол и ловить ручками.
Полоса препятствий.
Выполняет много функций (развивает координацию, улучшает равновесие, улучшает переключаемость, стимулирует биологически активные точки на стопах, укрепляет связочный аппарат голеностопных суставов). Тут уж нет предела вашей фантазии, используйте всё, что угодно.
Средства для создания полосы препятствий: канат, ортоковрики, канатная верёвка, скрученные полотенца, утяжелённое одеяло, швабра, кочки, балансир, воздушная подушка, обычные подушки разных размеров, морские камушки, фасоль и разные крупы, песок, мягкие и пластиковые игрушки, стулья большие и малые, скамейка узкая, мешок-капля, утяжелённые мешочки, туннели, мягкие модули, пластиковые бутылки с водой и крупой, дощечка, мотки пряжи.).
Это упражнение можно сопровождать весёлой музыкой для физ. минутки. А если использовать одну и ту же мелодию, то скоро у ребёнка выработается схема "стимул-реакция" и уже при первых звуках мелодии малыш будет бежать к старту. Это особенно актуально у детей с нарушением понимания речи и когда нужно сформировать хоть какие-то произвольные действия.
Балансир.
Ставьте малыша на балансировочную доску, при этом держите его за одну ручку. Самых маленьких можно посадить на попу, покружить и покачать. Чтобы ребёнку было легче устоять на доске - оденьте ему сандалии или чешки. На несколько секунд убирайте свои руки, давая возможность малышу самому поймать равновесие. Доказано, что ежедневное стояние на балансире значительно повышает эффективность работы мозга. Чтобы ребёнку было интересней, а также для улучшения произвольной саморегуляции, хорошо использовать счёт или потешку. Пока вы считаете или поёте, малыш должен удержаться на доске.
Пример потешки: "Лодочка плывёт по речке, Оставляя нам колечки, Кач-кач, Кач-кач, Мама купит нам калач". Если ребёнок научился хорошо держаться, пока вы поёт, тогда можно удлинить потешку "Калачи-то хороши, Посмеёмся от души". Особенно важно для гиперактивных детей.
Хождение по ортопедическим коврикам.
Использование ортопедических ковриков в коррекционной работе показало, что ортоковрики оказывают не только массажный эффект, но и способствуют более качественному формированию речевых навыков, устойчивому вниманию, снижению утомляемости. Для создания позитивного эиоционального настроя детей, хождение сопровождайте весё лыми играми:
Жарким днём лесной тропой (ребенок спокойно идет по коврикам)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (идет, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадется на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (приседает, медленно двигаются вперёд)
За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идет вперевалку)
За мамой-белкой скакали бельчата, (скачет вприсядку)
За мамой зайчихой – косые зайчата, (прыгает на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (идет на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят (делает движения языком – лакает).
Прыжки на месте (с 2х лет).
Прыжки по коврикам («зайчик», «белки»). Коврики можно размещать как на прямой линии (постепенно увеличивая расстояние между ними, так и в шахматном порядке. Прыгать можно на двух или одной ноге.
Физкультминутка «Белки» :
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко - высоко, высоко! (прыжки на месте на двух ногах)
Любят белки поиграть,
На одной ноге скакать. (прыжки на одной ножке)
А потом еще немножко-
На другой поскачут ножке.
Ходить по одной линии.
Удержание равновесия, ощущение средней линии тела. В качестве линии можно использовать канат, верёвку, скрученные в жгут полотенца, ремешки.
Ползание.
Наиважнейший этап формирования межполушарных связей и зрительно-пространственного восприятия. Стимулируйте ребёнка больше ползать (по-пластунски, на четвереньках).
Вот некоторые варианты:
• создать туннель из стульев, а ребёнок должен под ними проползти;
• проползти через "живой" туннель из взрослых;
• кататься "брёвнышком". Следите, чтобы ручки и ножки были прямые. Самых маленьких перекатывают взрослые, дети ближе к 3 годам уже могут перекатываться сами;
• бегать на четвереньках наперегонки;
• катать игрушку на спине.
Пальчиковые игры.
У деток с задержкой речевого развития, как правило, пальчики очень неуклюжие, им с трудом даются разные позы из пальцев (например, коза). Хотя доказано, что стимулирование мелкой моторики будет улучшать только произношение, а не слоговую структуру слова, но всё равно пальчиковая гимнастика является базовым упражнением для всех детей с проблемами речи.
Игры с дыханием.
Выполняют две важные функции: способствуют развитию речевого выдоха, а также повышают тонус мозговой деятельности. Вот список таких игр:
• дутибол (задувать лёгкий мячик или скомканный кусочек бумажки в ворота);
• дуть на пёрышко;
• надувать мыльные пузыри;
• сдувать пену с ладошки;
• дуть через соломинку в мыльную воду, создавая красивую пену;
• дудочки и флейты;
• дуть на кораблики, плавающие на воде;
• задувать свечки, в том числе и плавающие;
• сдувать с ладошки манку, муку и прочие сыпучие продукты.
Такие нехитрые игры помогут вашему малышу укрепить базовый сенсо -моторный уровень развития, который лежит в основе высших психических функций, в том числе и речи.
Дорогие родители, старайтесь избегать директивного тона во время игр. Пусть ваша игра будет весёлой, лёгкой и интересной для ребёнка. Покажите малышу, как надо выполнять упражнение с улыбкой, весело. Если он не хочет - не заставляйте. Подождите, пока у ребёнка будет хорошее настроение или когда он заскучает, тогда предложите ему поиграть.
Успехов вам и вашим малышам!