Приложение МААМ

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

Наталья Агапчева
Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровье — это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.

Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе – оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей». В данной статье представлены основные здоровьеберегающие приемы, формы и технологии, которые могут быть использованы учителями логопедами на логопедических занятиях в детском образовательном учреждении.

Применение здоровьесберегающих методов и приемов в логопедической практике в первую очередь ставит своей целью привить необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни, снять учебные перегрузки младших школьников, приводящие детей к состоянию переутомления, сохранить и укрепить психическое здоровье учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей, формировать культуру здоровья учащихся.

В современной логопедической практике выделяют 3 вида здоровьесберегающих технологий:

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая, тонирование.

- Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.

- Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.

Я хочу коротко рассказать о тех приёмах, которые я использую в своей практике:

Артикуляционная гимнастика

Направлена на развитие и укрепление мышц речевого аппарата. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, улучшить подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щёк, уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание очень важно для развития речи. Правильное речевое дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и формирование силы и тембра голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Зрительная гимнастика

Использование на коррекционно-развивающих занятиях приёмов зрительной гимнастики направлено в первую очередь на профилактику различных глазных заболеваний, на снятие напряжения с органов зрения, на формирование у детей представлений о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Развитие общей моторики

Ни для кого не секрет, что современные дети стали все меньше и меньше двигаться. Однако, внутренняя потребность детского организма к движению никуда не пропала. Это приводит к диссонансу, развитию разного рода физических и психических патологий. Уже давно и прочно в жизнь начальной школы вошли физкультминутки. Небольшие подвижные перерывы во время занятия способствуют отдыху детей и переключению внимания, снятию напряжения и усталости во середине учебного занятия. Кроме того, физкультминутка — это положительные эмоции учащихся. Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует не только развитию мыслительных операций, но и активизирует речевые зоны мозга. Таким образом, успех работы по развитию речи и формированию звукопроизношения непосредственно зависит от уровня развития мелкой моторики. (Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.)

Кинезиологические упражнения

позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, способствуют образованию дополнительных межполушарных связей. В ходе регулярного выполнения такого рода заданий у детей активизируются и развиваются высшие психические функции. Дети становятся внимательными, активными, снимается напряжение, страх, раздражение и улучшаются учебные достижения.

Су – Джок терапия

стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Точечный массаж (акупрессура) с давних пор применяется в восточной медицине. В настоящее время польза акупрессуры доказана самыми современными медицинскими исследованиями. На коррекционно-развивающих занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, наждачная бумага, природные материалы).

Речедвигательная гимнастика

Сочетание речевых упражнений с движением. Одновременное выполнение речевых игр и физических упражнений способствует активному формированию регулятивной функции, т. к. ребенку приходится одновременно следить и за правильным произношением и за выполнением физических упражнений. (Применение детьми упражнений, с проговариванием текста позволяет шаг за шагом нормализовать речь ребенка, постепенно убрать зрительную опору при автоматизации звука и положительно повлиять на двигательную систему и на развитие навыков контроля и самоконтроля.)

Песочная терапия

Игры с песком – это один из игровых приемов, помогающих логопеду решать непосредственно речевые задачи. Выполняя упражнения с песком, ребенок концентрируется на выполнении задания, не замечает, как уходит напряжение, более чувствительными становятся пальчики, таким образом, развивается психологическая база речи. А это, в свою очередь, способствует успешному завершению логопедической работы, развитию внимания и памяти.

Биоэнергопластика

Соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. К приемам биоэнергопластики рано или поздно приходит в своей практике каждый логопед. Показывая ребенку какое положение должен иметь язычок или губы, привлекая ребенка действовать совместно, логопед таким образом, пробуждает скрытые энергетические ресурсы детского организма, улучшает моторные возможности ребенка, способствует коррекции эмоционально-психического состояния, формирует психологическую и артикуляционную базу речи

Сказкотерапия

Метод психологической коррекции. Любая учебная ситуация в работе с младшими школьниками должна иметь занимательную основу. И первым помощником в создании такой основы является сказка. Она помогает удержать длительное время внимание детей, донести учебный материал в доступной занимательной форме, пробудить интерес к занятиям, создать положительную мотивацию и эмоциональный фон.

Релаксация

используется для обучения детей приемам расслабления. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с младшими школьниками помогает мне достигнуть положительной динамики в речевом развитии учащихся, способствует снижению уровня заболеваемости, повышению работоспособности, развитию психических процессов, успешной социальной адаптации младших школьников с речевым недоразвитием.

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации и социализации его в современном обществе. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка. Вся эта работа направлена на оздоровление детей и коррекцию речи. А чтобы результат был более быстрым и положительным я тесно сотрудничаю c родителями обучающихся. Наглядная информация в виде стенда, буклетов, памяток универсальна и позволяет незримо общаться c родителями, просвещать их в вопросах здоровьесбережения и социализации. Дни открытых дверей дают возможность родителям «прожить день в школе», ощутить атмосферу школьной жизни и почувствовать еще раз себя ребенком, увидеть работу педагогов и попрактиковаться в применении здоровьесберегающих технологий облегчающих социализацию детей. Расширить круг общения c родителями дают возможность и интернет ресурсы: сайт ДОУ, где размешаются консультации, мастер-классы, практикумы по применению здоровьесбегающих технологий, которые родители могут легко использовать в домашних условиях и по обратной связи поделиться результатами и успехами ребенка. Положительные результаты в здоровьеcбережении обучающих и социализации возможны только при совместной работе логопеда и родителей, при понимании важности и значимости коррекционной и оздоровительной работы c детьми.

Я считаю, что самая большая награда, это — красивая, правильная речь у активного, бодрого ребенка!

Публикации по теме:

Значение ритуалов на логопедических занятияхЗначение ритуалов на логопедических занятиях «Магия ритуалов» на логопедических занятиях Подобно тому, как наши предки верили, что могут влиять на погоду, совершая «магические» действия,.

Использование современных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Дыхательная гимнастикаИспользование современных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Дыхательная гимнастика Использование современных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях «Дыхательная гимнастика, как средство сохранения и укрепления.

Консультация для воспитателей на тему «Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий» Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»
Опубликовано: 13 марта 2025 в 09:53
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Агапчева (УИ 1214753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)
15 марта 2025 суббота
День нейрогимнастики!
Изучаем тюленей!
В регионах России начинают проходить акции "Неделя добра". Дату уточняйте в своем регионе
Весенняя неделя добра
Играем в магазин!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД