Ольга Юрьевна Голованова
Развитие речи посредством развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день,уважаемые коллеги. Хочу представить Вам опыт работы на тему "Развитие речи посредством развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Развитие мелкой моторики способствует :
Развитию познавательных способностей
Развитию речи
Развитию собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий.
Публикация «Развитие речи посредством развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Начинать развитие мелкой моторики необходимо с раннего возраста.
Цель работы:Развитие речи детей с помощью организации единого процесса,создающего условия для планомерного и систематического развития мелкой моторики детей раннего возраста в ДОУ и дома путем непосредственной работы с детьми,родителями и усовершенствования развивающей предметно-пространственной среды.
Задачи:Способствовать развитию речи (воспитывать звуковую культуры речи,обогащать,закреплять и активизировать словарь,формировать грамматический строй речи,стимулировать развитие связной (диалогический,монологической)речи.
Создать систему работы с детьми,способствующую активному развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Усовершенствовать окружающую детей развивающую предметно-пространственную среду дидактическими играми (в том числе нетрадиционными,направленными на развитие мелкой моторики.
Организовывать систему работы с родителями,включающую их посильное участие в развитии мелкой моторики рук детей вне ДОУ.
Работа с детьми.
Делаем с детьми массаж ручек и читаем потешку например Сорока –сорока кому кашу варила?»(Дети повторяют потешку и движения,повторяют усвоенные слова самостоятельно,учиться согласовывать существительные и местоимения с глаголами,отвечать на простейшие вопросы (например Кто кашу варил)
Также нашим воспитанникам нравится игры с крупами (называем название круп,задаем вопросы детям. Кто к нам пришел?Что у него в руках? В чем поваренок кашу?Рассказываем про виды круп;все это расширяет словарный запас детей,учит употреблять предлоги,вопросительные слова.
Так же детям нравится игры с пуговицами,молниями,липучками,заклепками.
Очень хорошо развивает мелкую моторику рук игры с сухим бассейном (например,из бассейна нужно достать рыбку;приговаривая потешку «Ловись рыбка,мала и велика.»
Игры со шнуровками. Играя в низ,мы отрабатываем употребление в речи предлогов ( например:Морковка растет «В» земле,цветок стоит «НА» окне.)
Игры с прищепками.
Совместно с родителями мы изготавливаем различные пособия,например игра «Большая стирка»;при помощи прищепок дети прикрепляют одежу мальчика и девочки на веревки,проговариваем название предметов одежды,цвет.
Очень много вариантов игр с прищепками ( например:солнышко,дерево,цветочки,ежик,бабочка и тд.)
Так же хорошим пособием для развития мелкой моторики являетсявсевозможные бизиборды.
Пальчиковый театр,пальчиковые игры,картотека пальчиковых игр,лепка,рисование.
Детям еще очень нравится играть в пальчиковые игры. Играя в пальчиковый театр дети учаться слушать народные сказки,в сопровождении персонажей настольного театра и других средств наглядности,сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Конечно еще детям нравится и отлично развивает мелкую моторику рук лепка и рисование.
Привлекаем наших родителей в изготовлении дидактических игр,пособий.
В этом году хотим дополнить персонажи русских народных сказок к театру из фетра на липучках. Так же в течении года изготовить «Книжки –малышки».
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения детям нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Приобщение малышей к фольклору, через устное народное творчество является богатейшим источником познавательного, речевого, нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.