Елена Перетрухина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сочиняем сказку про Золушку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Сочиняем сказку про Золушку"
Программное содержание: развитие связной речи и творческого воображения; формирование у детей навыков составления сказочного текста на основе знакомого произведения.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Сочиняем сказку про Золушку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- «Золушка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
1. Показать возможности развития сюжета сказки при некотором его изменении (посредством изменения некоторых черт внешности или характера главного героя, введения новых героев, волшебных предметов) .
2. Закреплять знания о структуре повествовательного текста (начало, середина, конец) .
3. Побуждать детей использовать в своих сочинениях различные зачины из сказок.
4. Учить детей видоизменять, комбинировать, преобразовывать имеющиеся знания, личный опыт в ходе составления рассказов.
5. Учить детей озаглавливать сказку.
Ход НОД.
I. Сюрпризный момент
-Ребята, сегодня у вас в гостях волшебная книга ( аудиозапись: озвучивание «голоса» книги).
Книга: Здравствуйте, ребята! Я - книга. Я ваш друг и помощник. Я знаю, что
все дети любят сказки. Угадайте, как называется эта сказка? Если вы угадаете,
тогда двери моей книги откроются, и вы узнаете много нового и интересного
(читает отрывок из сказки «Золушка»).
«Бедную девушку, заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в
доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи
и обеих сестриц». («Золушка»)
-Молодцы, ребята! Догадались! (открываю книгу перед детьми). Это сказка «Золушка». А кто написал эту сказку? Я вам напомню, загадав загадку. А вы внимательно послушаете и дадите мне ответ на этот вопрос.
Отвечайте без подсказки,
Кто же автор этой сказки :
В сказке Кот на двух ногах
Ходит в красных сапогах,
В шляпе пышное перо?
Автор сказки — … (Шарль Перро)
II.Основной этап занятия.
1. Сегодня у нас будет необычное занятие! Сегодня мы будем учиться сочинять сказку, но не обычную, а сказку на новый лад. Вы слышали о таких сказках? (индивидуальные ответы детей). Сказка на новый лад – это когда берётся любая сказка (авторская или народная) и переделывается на новый лад – так, как вам хочется. Можно добавить в эту сказку другого героя, волшебный предмет, с помощью которого главный герой спасается от злых персонажей. В сказках на новый лад можно фантазировать сколько угодно, и тогда получается немного другая сказка!.
Итак, сегодня мы совершим путешествие в страну Сказок. Это удивительная, волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится добрым и чутким, умным и внимательным. Давайте улыбнемся, как солнышко, и подарим эти улыбки друг другу. А вот теперь можно отправляться в путешествие.
Тише, тише, тишина:
Сказка к нам идет сама.
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла фея.
Как вы думаете, какую сказку сегодня мы будем переделывать на новый лад (ответы детей)
Молодцы, внимательно слушаете то, о чём мы говорим.
2. Видеопрезентация «Герои сказки «Золушка»»
https://www.youtube.com/watch?time_continue=158&v=Qb3XOvj8tc0
- Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
-Посмотрите и назовите героев из сказки (Золушка, мачеха, сестры, принц,
Фея).
- Какая одежда была на Золушке? (грязная, испачканная, в заплатках)
-Почему бедную девушку прозвали Золушкой? (много трудилась, испачкалась
золой)
-Золушка, окончив работу, сидела возле камина на ящике с золой, поэтому
сестры прозвали ее «Золушкой».
- Ребята, что такое «зола»?
- Что обозначает это слово, можно узнать из словаря
-«зола» - остаток от сжигания чего-нибудь, в виде серо-черной пыли».
- А все-таки Золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была
милой. А еще какой? (доброй, красивой, трудолюбивой и т. д.)
-А какие были мачеха и сестрицы? (злые, ворчливые)
Угадайте кто это? Добрая волшебница, чудесница. (Фея)
- Что сделала Фея для Золушки? (помогла попасть на бал).
Как вы думаете, что было самым главным в наряде Золушки и почему.
Дидактическая игра «Отгадай слово по первому звуку». (Детям предлагаются картинки, на которых изображены в следующем порядке птицы –тетерев, утка, фламинго, ласточка и индюк. Дети называют первый звук каждого слова и произносят слово «туфли».
3.- Ребята, злая мачеха опять дала задание для Золушки : распределить старинные
и современные предметы. Поможем Золушке? Поиграем в игру: «Раньше -
позже».
- Ребята, я буду называть старинные предметы, а вы будете находить им пару,
то есть называть современные предметы.
- Например: «Раньше писали пером, а сейчас пишут авторучкой»
- «Раньше убирались веником, (а сейчас пылесосом).
- «Раньше освещали комнату свечи, (а сейчас освещают комнату лампочки).
- «Раньше ездили на карете, (а сейчас ездят на машине).
- «Раньше готовили еду в печке, (а сейчас готовят на газовой плите).
- «Раньше шили с иголкой, (а сейчас шьют швейной машинкой).
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.
Физминутка
Развитие общей моторики с речевым сопровождением.
(Дети встают в пары, двигают перекрещенными руками к себе и от себя, имитируя пилку дров).
Пили, пила, пили дрова,
На печечку, на банечку,
На теплую лежаночку.
А теперь
веники возьмём мы дружно (метем пол)
Золушке помочь нам нужно.
Мы подтянемся немножко, (руки вверх)
Вытрем пыль всю у окошка. (движения руками вправо-влево)
Подметем и тут и там (повороты туловища вправо-влево)
Не забудем про чулан.
А сейчас сдуем паутину со всех углов.
Дыхательная гимнастика.
Мы подуем высоко, (Дети поднимают руки вверх, тянутся вслед за ними и дуют).
Мы подуем низко, (Наклоняются вперед и дуют)
Мы подуем далеко, (Ставят руки на пояс, наклоняются вперед и дуют)
Мы подуем близко. (Кладут ладони на грудь, прижимают к ней подбородок и дуют на руки).
4.- Ребята, сегодня я предлагаю сочинить новую сказку о Золушке. Мы её
сочиним все вместе. - Не забудьте, что русские народные сказки создаются чаще всего следующим образом, сначала идёт присказка.
Сначала идёт зачин. Зачин – начало сказки. Он помогает начать сказку. «Жил-был старик и было у него три сына…». «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь», «Бывало – живало, жили – были три брата…».
И все мы понимаем, что началась сказка.
Затем следует действие.
В конце сказки вставляют концовки, которые завершают сюжет: «Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали жить – поживать, добра наживать». «Сказка - ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Посмотрите и назовите, с кем встретится Золушка в нашей новой
сказке? (лиса, Баба-Яга, папа, бабушка).
1 часть: Рассказываем о том, где и когда происходило событие, как называется
главный герой. Например: В некотором царстве, в некотором государстве, жила
- была Баба Яга. Она была очень старая и больная, жила одна и помогать ей
было некому…
2 часть: Что делали герои, с кем встретились, что произошло.
3 часть: Чем закончилась сказка.
Детям дается время на сочинение сказок1-2 минуты)
Дети рассказывают свои новые сказки : один ребенок начинает, следующие
продолжают.
II. Итог занятия
- Наше занятие подходит к концу. Мы прощаемся с героями сказки (книга закрывается).
-Чем мы занимались сегодня? («Мы учились сочинять сказку на новый лад»)
- Что такое «сказка на новый лад»? (Ответы детей)
- Какие сказки можно переделывать на новый лад? («Любые: авторские, народные»)
- Что нужно сделать для того, чтобы в сказке изменился сюжет? («Для того чтобы изменить сказку, можно ввести в неё нового героя, можно ввести в сказку волшебный предмет или изменить какие-то качества главного героя»)
- Чему учит сказка «Золушка»? (индивидуальные ответы детей)