Калинина Наталья
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рябинка» комбинированного вида
Непрерывная непосредственно - образовательная деятельность
с детьми 4-5 лет (средняя группа)
Воспитатель: Калинина Наталья Александровна
р. п. Маслянино, 2018г.
План - схема
непрерывной непосредственно - образовательной деятельности
Тема: «Путешествие в сказку».
Образовательная область: речевое развитие.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое.
Задачи Содержание, методы и приемы Материал и оборудование
Цель: Включать детей в активное речевое взаимодействие с окружающими.
Задачи:
- Побуждать дошкольников использовать в речи простые распространённые, сложные предложения.
- Развивать творческие способности детей, способствовать развитию детской фантазии и воображения.
- Поддерживать детскую впечатлительность, эмоциональность, интерес к художественной литературе. 1. Мотивация
- На фоне музыки воспитатель читает стихотворение о сказке;
- Рассматривание волшебного сундучка и его содержимого.
2. Проблемная ситуация: в книге исчезли все страницы.
2.1. Игровое упражнение с клубочком «Назови сказки».
3. Игра «Волшебный мешочек» :
-Определить на ощупь, что лежит в мешочке;
- Загадка про зайца;
- Вопрос: как называют зайца в сказках?
- Составление предложений об игрушке;
- Нахождение первой страницы из «Волшебной книги».
4. Гимнастика для глаз.
5. Образовательная ситуация «Спасатели» :
- Назвать сказки и сказочных персонажей, которые просят о помощи;
- Нахождение второй страницы.
6. Дидактическая игра «Сложи картинку»;
- Нахождение третьей страницы книги
7. Ситуативный разговор по содержанию иллюстраций «Волшебной книги».
8. Художественно-творческая деятельность «Ложки в одёжке».
Изготовление сказочных персонажей из деревянных ложек.
9. Рефлексия: «Поместим сказочных героев на цветные ступеньки».
10. Сюрпризный момент: игрушки из ложек. Фонограмма музыки Ольги Рождественской «Приходите в сказку», сундучок, обложка для книги.
Клубочек.
«Волшебный мешочек», игрушка- заяц.
Мультимедийное оборудование (ноутбук, презентация — иллюстрации сюжетов сказок, где герои попали в беду.
Разрезные картинки — сказочные герои.
Книга с иллюстрациями сказок.
Деревянные ложки без росписи, подручный материал, канцелярия (клей, ножницы, скотч, фломастеры, карандаши, резинки для детского творчества, остатки различной ткани, ленточки, салфетки.
Лестница для сказочных персонажей, выполненных детьми, с двумя цветными ступеньками.
Детские поделки - игрушки, выполненные из деревянных и пластиковых ложек.
Сценарий образовательной деятельности
Тема: «Путешествие в сказку»
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Цель: Включать детей в активное речевое взаимодействие с окружающими.
Задачи:
- Побуждать дошкольников использовать в речи простые распространённые, сложные предложения.
- Развивать творческие способности детей, способствовать развитию детской фантазии и воображения.
- Поддерживать детскую впечатлительность, эмоциональность, интерес к художественной литературе.
Материал и оборудование: фонограмма музыки Ольги Рождественской «Приходите в сказку»; мультимедийное оборудование (ноутбук, презентация - иллюстрации сюжетов сказок, где герои попали в беду; сундучок, обложка для книги, книга с иллюстрациями сказок, волшебный клубочек, мешочек, иллюстрации к сказкам, разрезные картинки- сказочные герои, деревянные ложки без росписи, подручный материал, канцелярия (клей, ножницы, скотч, фломастеры, карандаши, резинки для детского творчества, остатки различной ткани, ленточки, салфетки, детские поделки - игрушки, выполненные из деревянных и пластиковых ложек.
Предварительная работа: разработка и реализация образовательного проекта «Наши добрые сказки», чтение русских народных сказок, игры- драматизации, составление рассказов об игрушках — персонажах сказок. Художественно - творческая деятельность: рисование по теме «Сказки в гости к нам пришли», изготовление вместе с родителями театра на ложках «Сказки из ложек», сочинение сказок, игры- путешествия «В мире сказок и чудес».
Ход занятия:
1. Мотивация.
Звучит музыка Ольги Рождественской «Приходите в сказку».
Воспитатель читает стихотворение:
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
(Дети подходят к педагогу, становятся в круг.)
Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в группу и нашла волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же там внутри?
Дети открывают сундучок, д книгу.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая книга сказок! А вы любите сказки? Какие сказки вам нравятся и почему? Как вы думаете, какие сказки живут в этой книжке?
Воспитатель: Я предлагаю вам почитать эту книгу и узнать, что же это за сказки.
Воспитатель: Располагаемся возле меня поудобнее, будем читать.
Педагог открывает книгу и показывает детям.
2. Проблемная ситуация: исчезли все страницы книги.
Воспитатель: Что же это? Что случилось? Только обложка осталась, все страницы из книжки исчезли.
Воспитатель: Ребята, а где же страницы? Вы не брали? Как вы думаете, куда они исчезли? Что могло произойти с книжкой? Кто же навредил нам и все страницы спрятал?
Дети рассуждают, высказывают свои предположения.
Воспитатель: А может это Баба Яга? Не может она прожить, чтобы никому не навредить. Что будем делать? Как вернуть страницы в книжку? Вам интересно какие сказки в этой книжке жили? Как же нам их найти? Кто укажет нам путь? Какие предметы из сказок помогают героям найти верную дорогу?
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть волшебный предмет, который указывает путь героям. Этот волшебный клубок (показывает детям клубочек) мне подарила одна знакомая волшебница.
Воспитатель: Да что же происходит, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка?
Воспитатель: Есть ещё один способ: чем больше мы с вами назовем сказок, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
2.1. Игровое упражнение «Назови сказки».
Дети называют сказки, клубок постепенно увеличивается.
Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! Как вы думаете, почему он такой большой?
Воспитатель: Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот волшебный клубочек укажет нам путь к потерянным из книги страницам.
Воспитатель направляет клубочек в направление к мешочку. Дети вместе с педагогом следуют за ним.
3. Игра «Волшебный мешочек»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Воспитатель: Да, волшебный мешочек. Кто же спрятался здесь? Предлагает детям определить на ощупь, что находится в мешочке. Выслушав предположения детей загадывает загадку:
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц).
Воспитатель: Точно, заяц (показывает детям игрушку). Он прибежал к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют зайца?
Воспитатель: Давайте попробуем рассказать о зайце, какой он, из чего сделана игрушка, что есть у зайчика, как можно с ним играть.
Говорит первое предложение и передаё т игрушку: Зайчик белый, пушистый.
Дети по желанию составляют несколько предложений о зайце.
Педагог предлагает ребёнку посмотреть, что ещё находится в мешочке, вместе достают из мешочка иллюстрации к сказкам, в которых встречается сказочный герой заяц.
Воспитатель: Вот какие красивые картинки спрятались. Что за сказочный герой живёт в этих сказках? Давайте вспомним названия сказок.
Воспитатель показывает иллюстрации, дети называют сказки.
Воспитатель, поднимая мешок: Мешочек не пустой. Что здесь ещё осталось?
Предлагает одному из детей заглянуть в мешочек и достать то, что лежит в нём. Ребёнок достаёт страницу из книжки и кладёт её в волшебный сундучок.
Воспитатель: А может где-нибудь ещё спрятаны оставшиеся страницы? Предлагаю поискать.
4. Гимнастика для глаз : «Посмотрите вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».
Воспитатель: Ну что, не видно? Нигде не видно, ни одной страницы. Воспитатель: Клубок, веди нас дальше, пожалуйста, укажи нам путь! Направляет клубочек к мультимедийному оборудованию (ноутбуку).
Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите кто-то просит помощи, кричит нам «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна помощь?
5. Образовательная ситуация «Спасатели».
На мультимедиа (ноутбуке) появляются герои сказок, которым нужна помощь.
Воспитатель: Сейчас мы с вами выступим в роли спасателей. Будем отгадывать сказки и называть сказочных персонажей, которые попали в беду.
- «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят», козлята).
- «Помогите, я разбила яйцо, бабка плачет, дед плачет!» («Курочка ряба», мышка).
- «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок», медведь).
-«Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Иванушка).
- «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя», Машенька).
- «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк», волк).
- «Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь», Маша).
- «Помогите! Моего братца утащили!» («Гуси лебеди», Алёнушка).
Воспитатель: Какие молодцы! Всех спасли. Вот еще одна страничка нашлась. Положите её в сказочный сундучок.
Воспитатель: Веди нас клубок дальше. Посмотрите, ребята, Баба Яга и здесь напроказничала. Все картинки перепутала.
6. Дидактическая игра «Сложи картинку».
Я уверена, что мы с вами вместе справимся с любыми неприятностями. Предлагаю вам разделиться на пары и сложить картинки.
Дети работают в парах, собирают разрезные картинки сказочных героев, называют их.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот и последняя страница! Положим её в сундучок. Для того, чтобы все странички превратились в книгу сказок, что надо сделать? Выполняют действия, предложенные детьми.
Воспитатель: А в завершении произнесё м волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять
Книжка появись опять.
7. Ситуативный разговор.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая, красочная книга у нас получилась. Мы вместе смогли преодолеть все трудности. Рассматривают иллюстрации, останавливаются на третьей странице, на которой ничего не изображено.
Воспитатель: Почему же на последней странице ничего нет, ничего не изображено. Как вы думаете, ребята, что же за сказка здесь может поселиться? Кто её может придумать? Что мы можем сделать?
Воспитатель: Предлагаю каждому из вас придумать сказочного героя, который будет жить в нашей сказке.
Дети высказывают свои предположения относительно сказки и персонажей.
8. Художественно-творческая деятельность «Ложки в одёжке».
Воспитатель: Из чего можно сделать своих сказочных героев?
Отгадайте, что в сундучке, из чего ещё можно мастерить:
Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка.
А поможет есть их (ложка).
Воспитатель достаёт из сундучка деревянные ложки, бросовый материал, материал для аппликации.
Воспитатель: На ложку наденем одёжку и получится сказочный герой. Присаживается вместе с детьми за стол, начинает работать.
Педагог комментирует и поясняет свои действия: одежду кукол - персонажей удобно крепить резиночками, тогда её можно будет заменить на другую.
Во время работы педагог общается с детьми, направляет их деятельность, подсказывает, привлекает к общению.
9. Рефлексия.
После того, ка все дети сделают сказочных героев, предлагает расположить свои персонажи на подставку - ступеньки. На красную ступеньку — если было интересно играть, вы чему-то научились, на коричневую ступеньку расположить героев, если что-то не понравилось, было скучно, грустно. Дети располагают свои персонажи, воспитатель интересуется, что особенно привлекло детей, что было не очень хорошо (если дети ставят персонаж на коричневую ступеньку).
Воспитатель: Я ребята, очень рада, что познакомилась с такими умными и добрыми детьми. Мне приятно было с вами общаться и играть.
10. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Я работаю в детском саду «Рябинка» в посёлке Маслянино, который находится не очень далеко от Новосибирска, и мои дети тоже очень любят сказки. Любят что-то мастерить, рисовать. Вот эти подарочки они сделали своими руками специально для вас. Пусть они напоминают вам о нашей встрече.
Педагог вручает детям игрушки, сделанные из ложек.