ЯНА ПОДСТРЕШНАЯ
Занятие по развитию речи «Чтение былин о богатырях. Былинные герои» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи
Группа : средняя
Педагог: Подстрешная. Я. И
Тема: Чтение былин о богатырях. Былинные герои
Цель: Формировать представления о богатырях.
Задачи:
Развивающие :
• расширение представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси;
• формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
Публикация «Занятие по развитию речи „Чтение былин о богатырях, Былинные герои“ в средней группе» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• повторить и закрепить у детей знания о богатырях;
• Развивать связную речь.
• развивать речь детей, умение внимательно слушать взрослых, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы
Воспитательные:
• воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину
• закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);
• воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
• воспитывать любовь и уважение за наших предков — защитников Родины, уважение к их мужеству, интерес к былинам.
Образовательные:
• учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;
• закрепить начальные представления у детей о здоровом образе жизни;
• рассказать детям о былинных богатырях;
Предварительная работа: беседа о защитниках Руси, чтение былин, рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, обсуждение образов, подготовка к театрализации.
Оборудование: магнитофон с записью песни «Солдатушки - бравы ребятушки», презентация, картина В. Васнецова «Богатыри».
Ход НОД
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Под песню «Солдатушки – бравы ребятушки», дети обходят зал и садятся на места.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зову Яна Ивановна я буду проводить у вас занятие.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Велик и разнообразен литературный мир. Сегодня мы будем говорить о былинах.
А знаете очему произведения, которые рассказывают о подвигах богатырей, называются былинами? Знаете? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Былина — от слова «быль», то есть то, что было на самом деле, осталось в народной памяти и передавалось рассказчиками от поколения к поколению.
Давным-давно на нашу страну шли враги, разоряли и сжигали селения, грабили жилища, забирали в плен людей и увозили с собой добро. Эти страшные события не могли оставить равнодушными добрых молодцев — защитников земли русской. Их подвиги не могли не взволновать душу народа вот и создавались - былины, по другому - героические песни. А главными героями былин были – богатыри.
Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри», беседа. (СЛАЙД)
Работа с картиной воспитателя и детей
Посмотрите на картину. «На широкой равнине остановились три могучих русских богатыря.
-Кто такой богатырь? Ответы детей. (герой русских былин и сказок, который совершает воинские подвиги по защите земли русской.)
-Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе, мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Русь защищали от врагов храбрые, могучие, сильные и выносливые люди.
-Как зовут богатырей?
- Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
Илья Муромец, в центре картины, самый старший из трёх богатырей.
Ребята, а вы знаете…
• Для чего нужен шлем на голове?
• Что охраняют богатыри?
• Для чего нужен был верный конь?
• Для чего нужна кольчуга?
• Почему такое интересное название «кольчуга»
• Давайте вспомним, что рассказывают древние русские былины об этих богатырях.
Былина о Илье Муромце.
Илью прозвали Муромцем потому, что родился он в селе Карачарове недалеко от города Мурома.
Просидел Илья Муромец сиднем ровно тридцать лет — ни рукой, ни ногой двинуть не мог.
Вот однажды отец с матерью ушли в поле хлеб убирать, а Илья остался в доме один. Проходили в это время по деревне странники, подошли к избе Ильи, да и постучали в окошко.
— Отвори нам, добрый молодец, дверь, притомились мы, устали с дороги, дай нам водицы испить.
А Илья им отвечает:
— Не могу я, божьи люди, с места сдвинуться, уж тридцать лет сиднем сижу на печи.
А странники не уходят, и всё просят Илью в избу их впустить.
Шевельнулся он на печи! Встал на ноги — чувствует, ноги-то его держат, пошевелил руками. Сделал он шаг, другой, подошел к двери и впустил калик в избу.
А странники и говорят ему:
— Иди в погреб, принеси чашу зелена вина.
— Да я не смогу!
— Иди, иди! Сможешь!
Спустился Илья в погреб, принес вина. Дали ему калики испить чару. И почувствовал Илья, как в нем силушка-то заиграла.
— Принеси-ка еще бражки! — приказали ему странники.
Принес он бражки, выпил чару. И такую великую силу в себе почувствовал, что ни словом сказать, ни пером описать!
— Будешь ты, Илья, богатырем великим! Смерть тебя в бою не возьмет! — так сказали Илье странники.
Простились и ушли странники, а Илья уснул богатырским сном и проспал ровно 12 дней.
С той поры стал Илья помогать родителям лес расчищать — старые деревья с корнем выворачивать, дубы крепкие выдергивать.
Распахал он поле великое и запрудил реку быструю. То, чего старики-родители Ильи и в три дня не сделали бы, он тотчас исполнял.
Пошел как-то раз Илья на большую дорогу и у мужика перехожего купил жеребца. Кормил его пшеничкой, купал его в утренних росах.
И вырос жеребец на диво сильным, статным и красивым. Верным другом и помощником Илье Муромцу стал.
Попросил богатырь благословления у отца-матери на путь-дорогу, на великие подвиги. Оседлал коня вороного, взял копье булатное, вдел ноги в стремена узорные и поскакал в стольный Киев-град, чтобы у князя служить, землю русскую от врагов защищать.
Чтение былины детям
Воспитатель: Пускай богатыри охраняют границы родины, а мы поиграем в лексическую игру «Скажи наоборот». Я буду говорить слова, которые характеризуют богатырей, а вы – называете слова с противоположным значением.
Храбрый – трусливый.
Сильный – слабый.
Быстрый – медленный.
Добрый – злой.
Умный – глупый.
Высокий – низкий.
Большой – маленький.
Честный – лживый.
Справедливый – несправедливый.
Надежный – ненадежный.
Хороший – плохой.
Победить – проиграть.
Показ картинок - речевое упражнение «Назови и объясни».
Сначала дети называют что изображено, а потом дают определение этому предмету. (работа с картинками)
Шлем - защитный головной убор воина
Кольчуга - защитная одежда русского воина, сплетённая из металлических колец
Меч - старинное боевое оружие воина
Конь – боевой друг богатыря.
Щит – защитное вооружение, прикрывающее тело богатыря.
Копьё – колющее оружие богатыря – древко с металлическим наконечником.
В:И с этим заданием вы справились.
Воспитатель: Молодцы ребята, давайте с вами встанем со своих стульчиком и пройдем на ковер…
Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встали раз, два, три
- Мы теперь богатыри
Мы ладонь ко лбу приставим,
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек
И на право, и еще через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо – получается на славу!
3. ИТОГ НОД
Воспитатель: Вспомните, как называется картина? Кто её написал? Кто из богатырей вам больше нравится? Молодцы ребята, вы справились с заданиями! Ну а теперь наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за работу на уроке. До свидания!
Методист: Тимофеева Светлана Борисовна
Воспитатель: Грицева Екатерина Сергеевна
Выполнила студентка: Лаптурова Яна Ивановна