Лилия Булыгина
План-конспект НОД в средней группе по развитию речи «Чтение и заучивание стихотворений о зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к художественной литературе, побуждение к заучиванию стихотворений.
Задачи:
1. Продолжать приучать детей слушать сказки, стихотворения, потешки, считалочки;
2. Учить запоминать небольшие и простые по содержанию стихотворения
и выразительно их рассказывать.
3. Помогать, детям воспринимать содержание произведения.
4. Поддерживать интерес к заучиванию стихотворения.
Публикация «План-конспект НОД в средней группе по развитию речи „Чтение и заучивание стихотворений о зиме“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима
- Зима. Заучивание стихотворений
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Зима. Чтение и пересказ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Предварительная работа: Просмотр иллюстраций к стихотворениям о зиме. Пояснение, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая рисунки в книгах.
Материалы и оборудование: книги содержащие стихотворения о зиме с иллюстрациями; игрушка «Зайчик»; «волшебная» коробочка; маска медведя; видео материал - «стихотворение Якова Акима «Первый снег»; портреты писателей, картинки о зиме, картинки которые ассоциируются со стихотворениями; мольберты, маркеры для магнитной доски, магниты.
Ход занятия
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем - "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!"
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
- Скажем солнышку - «Ура! Заниматься нам пора!»
(Стук в дверь, воспитатель идет к двери, за дверью слышен голос почтальона: «Вам посылка»! Воспитатель благодарит почтальона и приносит волшебную коробочку в группу) Воспитатель: - Ребята, почтальон принес нам волшебную коробочку, давайте посмотрим, что там? (в коробочке лежит зайчик)
-Какой симпатичный зайчик, пришел к нам сегодня в гости. - Здравствуйте, дорогие дети! Я Зайка-попрыгайка. Воспитатель: - Здравствуй, Зайка-попрыгайка.
Воспитатель: - Ребята! Давайте все поздороваемся с зайкой!
(Воспитатель обходит всех ребят, с зайчиком в руках. Дети здороваются с зайчиком, аккуратно пожимая ему лапку) Зайка-попрыгайка: -Ребята, я так люблю сказки и стихи, но я не умею читать. Может, вы мне поможете, почитаете, а я тихо посижу и послушаю? Воспитатель: - Поможем ребята? Почитаем стихи зайке? (дети отвечают: «ДА») Воспитатель: - Теперь Зайка-попрыгайка посидит с нами и послушает. А мы начнем. А сейчас отгадайте загадку: С каждым днем все холоднее, Греет солнце все слабее, Всюду снег, как бахрома, - Значит, к нам пришла…(Зима)
Скажите, пожалуйста, а какое сейчас время года? (дети отвечают) Воспитатель: - Правильно ребята. Зима! Посмотрите, какое здесь время года?(Воспитатель прикрепляет картинку о зиме на мольберт с помощью магнита) Дети: -Зима! Воспитатель: - Поэтому мы послушаем и попробуем заучить стихи о зиме. Первое стихотворение, которое я вам прочту, написал Иван Суриков, называется «Зима», но сначала отгадайте загадку!
Вот какие чудеса; Стали белыми леса, Берега, озер и рек Что случилось? Выпал…(снег) (показ картинки)
Воспитатель:
- Ребята! Послушайте внимательно стихотворение!
(Воспитатель прикрепляет к мольберту портрет автора и картинку - ассоциацию к стихотворению)
Зима …(отрывок)
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, —
Вот пришли морозцы —
И зима настала. (Иван Суриков)
(Воспитатель спрашивает, какое впечатление произвело стихотворение на детей)
Воспитатель:
- Мне тоже очень понравилось стихотворение Ивана Сурикова «Зима». Давайте, я еще раз прочитаю четверостишие, а вы внимательно послушаете:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Воспитатель:
- Ребята. Скажите, с чем можно сравнить снег, снежинки?
Дети:
- Снег похож на пух, вату, белое пуховое одеяло, мягкий как перышко. Снежинки похожи на маленькие звездочки. (примерные ответы детей)
Воспитатель:
- Спасибо. Все правильно.
Воспитатель:
- Какой цвет у снега?
- Белый (дети отвечают) - Ребята, давайте скажем, снег какой? - Пушистый. (дети отвечают)
-Снег кружится где?
-В воздухе (дети отвечают)
Снег ложится куда?
-На землю (дети отвечают)
-Как ложится?
-Тихо (дети отвечают)
-Давайте нарисуем мнемотаблицу, так нам легче будет запомнить стихотворение.
Воспитатель: - Давайте попробуем прочитать эти строчки вместе. (Дети вместе с воспитателем повторяют четверостишие. Педагог хвалит детей за старательность и внимательность)
Воспитатель: - Молодцы! У вас очень хорошо получается.
Предлагаю, отдохнуть и поиграть в пальчиковую игру.
Пальчиковая игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг
о друга)
И совсем - совсем не сладкий (грозят пальчиком)
Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх)
Два – поймаем. ("ловят")
Три – уроним (встают, "роняют")
И сломаем (хлопают в ладоши)
Воспитатель:
-А сейчас отгадайте еще одну зимнюю загадку.
Свяжет бабушка их внукам, Чтоб зимой не мерзли ручки. Сохранят тепло сестрички Шерстенные…(рукавички)
Воспитатель:
-Молодцы ребята, правильно, рукавички! Воспитатель:
-Второе стихотворение мы посмотрим на экране. Стихотворение написал Яков Аким, называется - «Первый снег»
(Воспитатель воспроизводит на экране видео материал «стихотворение Якова Акима «Первый снег»)
Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Лёгкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре —
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!
(Воспитатель прикрепляет к мольберту портрет автора и картинки – ассоциации к стихотворению)
Воспитатель:
-Давайте повторим начало стихотворения (показывает по мнемотаблице)
Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Воспитатель:
-Вам понравилось? (дети: «Да!»)
(Проводится физкультминутка)
Физкультминутка «Скок-поскок»
Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Зайка прыгнул на пенек. (Прыжки на месте на двух ногах.)
В барабан он громко бьет, (Шагаем на месте.)
В чехарду играть зовет. (Хлопаем в ладоши.)
Зайцу холодно сидеть, (Присели.)
Нужно лапочки погреть. (Хлопаем в ладоши.)
Лапки вверх, лапки вниз, (Руки вверх-вниз.)
На носочки подтянись. (Потянулись, подняли руки вверх.)
Лапки ставим на бочок, (Руки на пояс.)
На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте на двух ногах.)
А затем вприсядку, (Приседаем.)
Чтоб не мерзли лапки. (Топаем ногами.)
Воспитатель:
-Давайте, я прочитаю стихотворение Владимира Орлова «Почему медведь спит зимой» (Воспитатель прикрепляет к мольберту портрет автора и картинку – ассоциацию к стихотворению)
- Мишка, мишка,
Что с тобой?
Почему ты спишь
Зимой?
- Потому, что
Снег и лед
Не малина
И не мед.
(Стихотворение педагог читает несколько раз. Затем дети повторяют вместе с воспитателем)
Воспитатель:
- Дети, предлагаю вам не только заучить слова, этого стихотворения. Чтобы смотрелось и слушалось более интересно, это стихотворение можно инсценировать. Мы с вами, с помощью, считалочки, выберем медведя. Остальные ребята будут интересоваться у него, почему он спит зимой, а «медведь» объяснять причину своей спячки.
Считалочка
Мишка по лесу идёт,
В лапе дудочку несёт.
Нужно в дудочку дудеть,
Недогадливый медведь!
Ну-ка, Мишка, подуди
И из леса выходи!
(Сценку можно повторить несколько раз, выбирая в роли «медведя», другого ребенка)
Воспитатель:
- Дети. Понравилось вам слушать и запоминать стихотворения?
(дети: «Да!»)
Воспитатель:
- Какое стихотворение вам понравилось больше всех?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Давай те повторим названия стихотворений и авторов, показывает на мольберте и напоминает.
Зайка-попрыгайка:
-Ребята, спасибо, что прочитали мне такие красивые стихи, я приду к вам в гости снова. До свидания ребята!
Воспитатель:
- А мы с нетерпением будем тебя ждать тебя, зайка. Надеемся, что следующие наши встречи, будут так же интересные и познавательные. Ребята, давайте скажем Зайке-попрыгайке:
- До свидания!
Дети:
-До свидания!