Анна Костылева
Занятие по развитию речи «Пересказ адаптированного рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: средняя группа 4-5 лет
Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
1. Формировать навыки планирования развернутого высказывания.
2. Развивать навыки анализа содержания и языкового оформления текста; кратковременной зрительной памяти на линейный ряд до 5-6 элементов.
3. Воспитывать усидчивость, внимательность.
Оборудование:
Сюжетная картинка «Петушок с семьей»; набор графических схем; игрушка Петушок; раскраски по теме.
Ход
Публикация «Занятие по развитию речи „Пересказ адаптированного рассказа К, Д, Ушинского „Петушок с семьей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Петух, петушок. Конспекты занятий по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
1. Ребята, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте и узнаете, кто сегодня к нам в гости пришел?
На голове - красный гребешок,
Под носом – красная бородка,
На хвосте – узоры,
На ногах – шпоры,
Раньше всех встает,
Голосок подает. (Петух)
На экране появляется Петушок.
- Как вы догадались, что это Петушок?
- Ребята, а петушок какой-то невеселый, грустный он. А знаете почему?
- Петушок любит слушать, когда о нем рассказывают.
2. Рассматривание детьми сюжетной картины «Петушок с семьей».
- Ребята посмотрите на картину, кого вы видите? (ответы детей)
- Посмотрите на петуха и опишите его внешний вид. Какой петух? (Большой, красивый, разноцветный, голосистый, задиристый, громкоголосый. Покрыт перьями. На хвосте перья длинные разноцветные. Голова маленькая, а на ней большой красный гребешок и красная бородка. Лапы с когтями и шпорами).
- Что делает петух? (Петух задрал голову и готовится закричать ку-ка-ре-ку)
- А кто находится рядом с петухом? (Курица с цыплятами) Что вы можете сказать о ней? Какая курица? (меньше петуха, толстая, у курицы- маленький гребешок и бородка, короткий хвост).
- Что делают курица? (Стоит рядом с цыплятами, следит за ними)
- Что делают цыплята? (Гребут землю, ищут червяка, щиплют травку, играют).
- Посмотрите на курицу и петуха, они одинаковые или нет? (Они похожи тем, что есть гребешок и бородка, крылья, клюв и хвост, а отличаются по размеру и характеру).
- Какой характер у петуха, курицы? (Петух важный, драчливый, а курица заботливая, нежная и любящая мама).
3. Чтение рассказа.
- Ребята и ты Петя – Петушок послушайте рассказ К. Д. Ушинского, который называется «Петушок с семьей».
Ходит по двору петушок : на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Петя зернышко нашел. Зовет он курочку с цыплятами. Они зернышко не поделили – подрались. Петя – петушок их помирил : сам зернышко съел, крыльями замахал, во все горло закричал: ку-ка-ре-ку!
4. Беседа по содержанию.
- О ком говорится в рассказе? (О петушке с семьей)
- Где ходит петушок? (Во дворе, по двору)
- Где у Пети гребешок, бородка, шпоры? (На голове, под носом, на ногах)
- На что похож хвост петуха? Почему? (На колесо. Он закругленный, на нем узоры из цветных перышек)
- Что нашел петушок (Зернышко)
- Кого он позвал? (Курочку с цыплятами)
- Почему цыплята подрались? (Зернышко не поделили)
- Как их помирил петушок? (Сам зернышко съел, крыльями замахал, во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!»)
5. Физминутка Петя – Петушок
Ах ты, Петя – петушок, Вытянуться и кивать головой.
На макушке гребешок, Сложить ладони, приложить к макушке.
А под клювом-то бородка, Сложить ладони, приложить к подбородку.
Очень гордая походка. Ходьба с высоким подниманием бедра.
Рано-рано поутру «Похлопать крыльями».
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
6. Повторное чтение рассказа.
- Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне поможете с помощью волшебных картинок.
По мере чтения рассказа выставляю графическую мнемодорожку. Дети добавляют нужные слова.
- Ходит по двору (кто).
- На голове (что).
- Под носом (что).
- Хвост у Пети (какой).
- На хвосте (что).
- На ногах (что).
- Петя нашел (что).
- Зовет петушок (кого).
- Они зернышко не поделили, (что сделали)
- Петя-петушок их помирил (как).
7. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
Дети по очереди, опираясь на графические схемы, составляют рассказ.
8. Рефлексия
- Вам понравилось пересказывать?
- Вам было трудно пересказывать рассказ?
- А как вы думаете, Петя – Петушок доволен нашими рассказами о нем и почему?
- Ребята вы сегодня молодцы, Петушка порадовали, рассказ о нем составили. Петушок решил остаться у нас в группе и поиграть с вами.