МААМ-картинки

Развитие речи младших дошкольников в процессе обучения сюжетно-ролевым играм

Елена Сергеевна Иванова
Развитие речи младших дошкольников в процессе обучения сюжетно-ролевым играм

Аннотация: статья раскрывает содержание задач речевого развития дошкольников. Рассматривается сюжетно-ролевая игра как средство формирования развития речи у младших дошкольников. Приводятся примеры сюжетно-ролевых игр, определяемых образовательной программой в младшем дошкольном возрасте.

Ключевые слова: речевое развитие, игра, сюжетно-ролевая игра.

Современное дошкольное образование претерпевает значительные изменения под влиянием социокультурных, политических, экономических, общественных и других социальных институтов. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [4. ст. 64]. Иными словами, современное дошкольное образование включает в себя традиционные (развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, а также инновационные идеи (формирование общей культуры, развитие личностных качеств и т. д.).

Согласно ФГОС ДО направления развития и образования дошкольников представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. На сегодняшний день, речевое развитие дошкольников приобретает все большую популярность и не теряет свою актуальность не только на этапе раннего возраста, но и в период дошкольного детства.

Основными речевыми задачами, определяемыми ФГОС ДО являются следующие: овладение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; развитие связной речи; грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [5. с. 17].

Дошкольное детство особый сенсетивный период к овладению речью. Это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Речь, как исторически сложившаяся форма общения начинает развиваться с первых месяцев жизни ребенка, от просто гуления и лепета к осмысленному использованию слов, простых предложений и различных речевых конструкций. В первый год жизни ребенок использует речь как средство выражения своих эмоций, чувств, мыслей, впечатлений и т. д. Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении в процессе специально организованной деятельности, а также в период свободного общения, игр, в процессе различных режимных моментов (одевание, умывание, прием пищи и т. д.).

Ушинский К. Д. говорил, что «своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении [3. с. 45].

Важнейшим направлением в решении задач речевого развития выступает игра, Известно, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В раннем возрасте (с 1 года до 3 лет) игра носит предметно-манипулятивный характер, она не имеет конкретной цели и в отличие от сюжетно - отобразительной игры не является попыткой воспроизведения чего-либо, имитации. Для ребенка ценны сами по себе действия, т. е. манипуляции с предметами.

Ушинский К. Д. отмечал, что игра – одно из замечательных явлений жизни. Всматриваясь в детские игры он, пришел к выводу, что для ребенка игра – действительность, и действенность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает… Интереснее, потому что ребёнок лучше понимает её, а лучше понимает, потому что часть игры создаёт сам своим воображением. Игра для ребёнка иногда бывает реалистичнее реального мира [3. с. 49].

К концу раннего возраста дети начинают переходить от предметно-манипулятивных и предметно-отобразительных игр, и так называемых «игр рядом» к играм совместным, сюжетным и далее к сюжетно-ролевым играм.

На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Это обусловлено тем, что ролевая игра во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность [2, с. 17].

Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

В сюжетно-ролевой игре ребенок в полной мере может проявлять свою эмоциональность, увлеченность, творчество, самостоятельность и активность. Кроме того, сюжетно-ролевая игра является важным инструментом для решения задач речевого развития дошкольников.

В любой сюжетно-ролевой игре есть, так называемая, речевой ситуация, где происходит обучение диалогической речи. Она направлена на развитие умений договариваться во время общения, вступать в разговор, соблюдать речевой этикет, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения. Сюжетно-ролевая игра – это образная игра по определенному замыслу детей, которая раскрывается через соответствующие события (сюжет) и разыгрывание ролей, носит творческий характер и позволяет ребенку раскрыть свои способности в полной мере. Возможность проявления ребенком творчества в игре, в соответствии со своей ролью, позволяют совместно создавать, придумывать предметно-игровую среду, а развивая сюжет, разыгрывать ролевые диалоги. [1. с. 9].

В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра только начинает зарождаться. Именно поэтому, педагогу на данном этапе важно подготовить младших дошкольников к освоению сюжетно-ролевой игры. Это достигается путем косвенного и прямого руководства педагогом сюжетно-ролевой игрой. К приемам косвенного руководства относятся: наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, непосредственно-образовательная деятельность, в том числе по речевому развитию, рассматривание иллюстраций, ознакомление с атрибутами игр, предметами-заместителями и способами их использования, игры (конструктивные, дидактические, подвижные, изобразительная деятельность, игры-имитации, придумывание историй для планирования игры, «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама варит суп. Что делает сначала, что потом?» и т. д. Кроме того, важное значение для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр является правильно организованная развивающая предметно-пространственная игровая среда в группе дошкольного учреждения.

К приемам прямого руководства относится непосредственное вмешательство педагога в сюжетно-ролевую игру. Этот прием наиболее сложный, поскольку требует от педагога решение таких задач как: объединять детей в группу для разыгрывания игрового сюжета, распределять роли, определять коллективные и индивидуальные задачи, учить доводить начатое дело до конца, поддерживать развитие игрового сюжета, вносить необходимые дополнения и изменения в процессе игры и т. д.

Для успешного руководства играми педагог должен уметь понимать игровые замыслы, наблюдать и понимать переживания и намерения ребенка. Кроме того, педагог должен завоевать доверие детей, установить контакт, с искренним интересом и желанием участвовать в игре, направляя дальнейший ход развития сюжета, а также с уважением и тактом относится к замыслу детей в процессе игры.

Одним из эффективных способов руководства сюжетно-ролевой игрой является непосредственное участие самого педагога в игре через выполняемую им роль. Таким образом, педагог помогает всем детям, в том силе и застенчивым, робким, нерешительным вступать в игру, пробуждая у них уверенность в своих силах. Этот способ руководства является наиболее сложным, однако, не менее эффективным при обучении младших дошкольников сюжетно-ролевой игре.

В группах младшего дошкольного возраста в основном разыгрываются такие сюжетно-ролевые игры как: «Семья», «Магазин», «Больница, «Парикмахерская», «Поезд», «Поездка в гости, «День рождение», «Праздник» «Поездка к бабушке», и т. д.

Так, например, в сюжетно-ролевой игре «Магазин» помимо основных ролей: продавец, покупатели, можно ввести дополнительные: контролёр, охранник, продавец-кассир, продавец-консультант, водитель автобуса, корреспондент газеты и т. д. Такой подход в организации сюжетно-ролевой игры позволяет обогащать словарный запас детей, пополнять словарь ранее неизвестными словами, а также формирует связную диалогическую речь.

Таким образом, создание условий, правильная организация, руководство игровой деятельностью в ДОУ, в частности сюжетно-ролевыми играми младших дошкольников позволяет решать задачи не только умственного, психического, познавательного, эмоционально-волевого, нравственного развития, но и решать речевые задачи, такие как: обогащение активного словаря; развитие связной, граматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речетворчества; формирование речевой культуры; развитие навыков социально-коммуникативного общения.

Литература

1. Деркунская, В. А., Харчевникова, А. Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет. Учебно-педагогическое пособие / В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 435 с.

2. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей: сборник статей / под ред. А. В Запорожца. – Москва: Просвещение, 2006. – 196 с.

3. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский. – Москва : Издательство УРАО, 1963. – 591 с.

4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» http://минобрнауки. рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М. : Институт стратегических исследований в образовании РАО.

Публикации по теме:

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм (фотоотчет о выставке)Атрибуты к сюжетно-ролевым играм (фотоотчет о выставке) 29 января в нашем саду прошёл конкурс атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Большую помощь в оснащении оказали родители, которые творчески.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играмАтрибуты к сюжетно-ролевым играм В нашем саду прошёл конкурс «Создание условий для организации и развития сюжетно – ролевой игры в ДОУ». Наши родители активно принимали.

Дидактическое пособие «Алгоритмы к сюжетно-ролевым играм»Дидактическое пособие «Алгоритмы к сюжетно-ролевым играм» Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи младших дошкольников в процессе обучения сюжетно-ролевым играм
Опубликовано: 10 сентября 2024 в 08:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи младших дошкольников в процессе обучения сюжетно-ролевым играм» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сергеевна Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 сентября. День семейного общения. Передвижка «Общение с ребенком»

День семейного общения отмечается 12 сентября. Этот праздник посвящен налаживанию тесного контакта внутри семейного круга, ведь без общения нельзя построить крепкую, благополучную и счастливую семью.

11 сентября. День осенних прогулок. Передвижка «Осенняя прогулка»

 Осенние увлекательные прогулки можно проводить и в погожие, и в ненастные дни — отличное время, чтобы понаблюдать за изменениями природы.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД