Колесникова Людмила Владиславовна
Развитие речи и личности дошкольников посредством сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи и личности дошкольника
посредством сказкотерапии
Дошкольный возраст уникальный период для приобретения свойств личности. В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, способность к творчеству.
Публикация «Развитие речи и личности дошкольников посредством сказкотерапии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Дети, часто испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям. Именно в дошкольном возрасте закладывается модель свойств личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном гармоничном развитии ребенка.
Изучение речи вне личности значительно ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера дошкольника. Поэтому метод сказкотерапии представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как личности, предствляющей собой системность его качеств, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы.
Центральный момент сказкотерапии - добровольность участия детей. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом - рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях.
С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого. До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой, ведь при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.
При проведении сказкотерапии большое внимание уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения движений в этюдах приводит к непроизвольному расслаблению организма, снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени малыши располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки взрослым, фантазировании по музыкальной композиции, роли зрителей в игре- драматизации по отдельным эпизодам сказки.
Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.
В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Если ребенку трудно сформулировать связное сообщение по памяти, ему предлагается посмотреть видеозапись отдельных игр сказкотерапии.
Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход сказкотерапии. Дети способны составить связное, цельное и грамматически правильное оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике, ритме. Они не только увлекают других собственных артистизмом, но и вместе со взрослыми оказывают помощь сверстниками, испытывающим трудности в выборе мимики, движений, ритма, наиболее подходящих эмоциональному состоянию сказочного героя в конкретной проблемной ситуации.
В последствии применения сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (смелая Даша, добрый молодец-защитник и т. д.). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии в этюдах изображают отрицательные черты характера, составляю комментарии, истории о таких персонажах.