Ольга Никульшина
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Социально – коммуникативное развитие
детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях.
Слайд 1
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его социально-коммуникативном развитии. Проблема развития коммуникативных навыков общения у ребенка – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Коммуникативные навыки – это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме. Тем самым владение коммуникативными навыками создает внешние и внутренние условия для развития личности дошкольника, является основой его дальнейшего личностного и социального развития. Определенный уровень развития коммуникативных навыков способствует улучшению социального статуса в группе, помогает понимать и принимать другого человека, передавать информацию, выражать эмоции. Наблюдения за детьми показали, что барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умений конструктивно общаться часто является неумение ребенка выражать свои эмоции (недовольство, злость, обиду, страх, удивление, радость). Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача создания условий, способствующих организации эмоционально благоприятной атмосферы в группах и формированию у детей чувства уверенности в своих силах.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социально-коммуникативное развитие осуществляется во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной и т. д. Безусловно, музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства.
Слайд 2
Для успешного развития коммуникативных способностей на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста я использую одну из современных здоровьесберегающих технологий – сказкотерапию. Мой опыт работы с дошкольниками подсказал, что дети лучше воспринимают дидактический материал, если он подается вместе со сказочными героями и сказками. Сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Сказка побуждает переживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Она воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому метод сказкотерапии способствует становлению ребенка как личности.
Слайд 3
Сказки в своей деятельности с детьми я использовала всегда, в основном в праздниках и развлечениях. Когда я поставила перед собой задачу повышения внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, то решила более тщательно подойти к использованию этого мощного средства в своей деятельности.
Слайд 4
В своей работе я использую следующие методы и приемы:
1. Сказка, предваряющая слушание или пение.
Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.
2. Сказка, иллюстрируемая музыкой.
Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности. Обычно сказки сопровождают музыкой уже знакомой детям, иногда новой. Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят музыку и песни, можно провести концерт – загадку. После прослушивания музыки дети охотно слушают сказку ещё раз.
Слайд 5
3. Драматизация по мотивам сказок. Кукольный театр.
В ходе занятия разучиваем короткие этюды сказочного содержания. («Лисичка и зайчик», «Медвежонок и пчелы» и др.) Играем в подвижные игры с участием сказочных героев. Инсценируем сказки в кукольном театре. (Взрослые показывают сказку детям в кукольном театре или на фланелеграфе).
Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений.
Слайд 6
4. Танцевальные импровизации. Музыкально-двигательные этюды.
Танец – это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребёнок или взрослый начинает чувствовать своё тело и лучше владеть им. Музыкальный руководитель даёт детям различные эмоциональные и образные задания. Это позволяет детям отыгрывать подавленные негативные эмоции, более целостно прожить положительные состояния. Дети учатся владеть своим телом, становятся более свободными и уверенными в себе.
Основным приемом по музыкальному движению является образный музыкально – двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа. Музыкально-двигательные этюды – это маленькие мини – спектакли, которые развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.
Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.
Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений. Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются интересные образы.
Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
Слайд 7
5. Ходьба с закрытыми глазами.
С помощью этого приёма можно решить две задачи:
- развитие координации движений;
- усиление сказочного впечатления.
Изменения в музыкальном зале происходят не на глазах у детей, и это усиливает сказочный эффект. Кроме того, это даёт возможность музыкальному руководителю или воспитателю незаметно поменять положение или внешний облик.
Слайд 8
6.Использование здоровьесберегающих технологий
(пальчиковые игры, игровой массаж)
Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Их можно объединять в небольшие сказки по одной или разным темам.
Слайд 9
7. Придумывание сказок детьми. Словесное фантазирование по музыкальной композиции.
Используется методика «Придумай сказку» (старшая, подготовительная группы). Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (несколько предложений).
Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей.
Слайд 10
Сказочный сюжет позволяет ребёнку проявить творческие способности, показать свои возможности в игровой, танцевальной, музыкальной деятельности. Даже робкие, застенчивые дети, увлечённые действием, в непринуждённой обстановке игры полностью раскрываются. Важно стать для своих воспитанников настоящими сказочниками и помнить, что цель сказочника, по мнению К. Чуковского, - «воспитывать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою».
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.
Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить, развивает.
Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь.
Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа.
И на любые испытанья согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.
Валентин Берестов.
Слайд 11
Список литературы.
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов пединститутов. - М. : Просвещение, 1983.
2. Лашкова Л. Л. Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 3.
3. Зинкевич – Евстегнеева Т. Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии». СПб, 1998.
4. Короткова Л. Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы».- ЦГЛ Москва, 2003.
5. Литвинцева Л. А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. – СПб, «Детство – пресс»,2010.
6. Сертакова Н. М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – СПб, «Детство-пресс», 2012 г.
7. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений - 2-е из. - М. : Издательский центр «Академия», 1998.