Ирина Анохина
Развитие речи дошкольников с ТНР методом наглядного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание работы:
1. Научное обоснование проблемы наглядного моделирования….стр. 3
2. Актуализация технологии наглядного моделирования в процессе
формирования речевых навыков у детей с ТНР….стр. 6
3. Цели изадачи коррекционной работы по развитию речи детей с
ТНР…. стр. 8
4. Внедрение технологии наглядного моделирования в систему
Публикация «Развитие речи дошкольников с ТНР методом наглядного моделирования» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР…стр. 9
5. Литература…. …стр. 13
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР МЕТОДОМ
НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
«Ребёнок употребляет слово,не замечая его,как стекло,через которое видит мир,но не воспринимает его как предмет осознанно…»
А. Р. Лурия.
1. Научное обоснование проблемы наглядного моделирования
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
На обоснованность метода наглядности, при которой или по поводу которой происходит речевой акт, указывали педагоги С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин, А. М. Леушина, Л. Н. Ефименкова.
Значимость моделирования плана высказывания неоднократно подчеркивалась Воробьевой В. К., Глуховым В. П.
Теория порождения речи, созданная известным психологом Л. С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкина и др.
Принципы и задачи ТРИЗ (технологии развивающего обучения) отражены в работах Л. А. Венгер, Т. В. Егоровой, А. П. Усовой.
Учеными выделяются два основных фактора, облегчающих процесс становления связной речи.
Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина - это наглядность.
Второй, по мнению Л. С. Выготского – создание внутреннего плана высказывания.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.)
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т. В. Егорова; А. Н. Леонтьев).
Моделирование-продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В. В. Давыдов);
процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко);
наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л. М. Хализеева и др.)
Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л. М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью.
Моделью называют объект, имеющий существенные признаки объекта оригинала.
Можно создавать и использовать разные модели объекта.
Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит меньше информации.
Модели бывают : образные, знаковые, смешанные, натурные.
В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.
Применение наглядных моделей в коррекционно-развивающем обучении :
*обогащение активного словаря;
*закрепление навыков словообразования;
*коррекция звукопроизношения;
*формирование и совершенствование умения использовать в речи различные синтаксические конструкции;
*развитие связной речи.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л. А., Дьяченко О. М. и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.
Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Цеханская Л. И.) и детей с речевой патологией (Гаркуша Ю. Ф.).
Многие авторы разрабатывают вопросы применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, способности к перцептивной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Ветрова Н. М., Агаева Е. Л.).
Ряд исследователей, изучавших особенности речи и познавательной деятельности детей с речевой патологией, отмечают их трудности в овладении сенсорными навыками, которые сказываются на дальнейшем обучении. (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, С. И. Маевская, Е. С. Мастюкова, С. К,Сиволапов, Л. Ф. Спирова, Л. С. Цветкова и др.) Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, у них наблюдается отставание в формировании перцептивных действий, что в свою очередь сказывается на успешности называния тех или иных свойств объектов. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Эти дети затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств словом. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
2. Актуализация технологии наглядного моделирования в
процесс формирования речевых навыков детей с ТНР.
Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития.
Причинами этого роста являются:
• общая соматическая ослабленность детей;
• педагогическая некомпетентность родителей;
• увеличение нарушений перинатального развития детей;
• эмоциональная депривация в семье;
Дети с ТНР (дети с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом) имеют речевую патологию, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы:
звукопроизношение (фонетический компонент);
фонематический слух (фонематический компонент);
словарь (лексический компонент,;
грамматический строй (грамматический компонент).
Ограниченность словарного запаса, трудности в овладении грамматическим строем речи затрудняют процесс развития связной речи.
Результаты всестороннего логопедического обследования при поступлении детей в логопедическую группу детского сада показло,что кроме того, что у детей отмечалась обиходная речь с лексико-грамматической и фонетической недостаточностью, у них наблюдалось неточное знание и употребление многих слов, несформированность обобщающих понятий, навыков словообразования и словоизменения, бедность, скудность и ограниченность словаря; трудности в подборе слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий; нередко допускалисьзамены нужных слов другими, сходными по значению. В активном словаре преобладали существительные и глаголы. В грамматическом оформлении речи отмечался низкий уровень способности к построению предложений, грубые многократные ошибки при употреблении падежных окончаний, в согласовании различных частей речи – то есть многочисленные аграмматизмы.
Систематический анализ результатов работы на «мини- педсоветах» подвело к пониманию того, что нередко нами «дублировался» речевой материал с использованием лишь другого картинного материала. Это, конечно, повышало познавательный интерес детей, но ожидаемой динамики не наблюдалось. При выполнении речевой деятельности отмечалось снижение речевой активности, отсутствие интереса к выполнению речевых заданий, недостаточное внимание и сосредоточенность. Дети нередко были «вялыми» при хоровых ответах, неотчетливо проговаривали окончания, дети с низкой мотивацией постоянно «отмалчивались», осуществить разноуровневый дифференцированный подход было крайне сложно, требовалось много времени для подбора материала. Слабо формировался навык переноса усвоенного речевого материала из одного лексико-тематического цикла в другой, и далее в самостоятельную активную речь.
Исходя из указанных противоречий и учитывая характерные особенности детей с ТНР, стали продумываться и разрабатываться наиболее оптимальные и результативные технологии.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей сТНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Применение наглядного моделирования :
*опосредованное решение познавательных задач;
* формирование представлений о логических отношениях;
*развитие способности к перспективной абстракции (Н. М. Ветрова, Е. Л. Агеева);
*формирование графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Л. И. Цеханская) и детей с речевой патологией (Ю. Ф. Гаркуша).
Метод наглядного моделирования включает следующие этапы:
*Усвоение и анализ сенсорного материала;
*Перевод его на знаково - символический язык;
* Работа с моделью. и, позволяющие максимально активизировать детей в речевой деятельности, сохраняя при этом их интерес.
3. Цель и задачи работы по развитию речи детей с ТНР средствами наглядного моделирования.
Главной целью коррекционной работы с детьми стала: - научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни.
Введение наглядных моделей в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно–развивающих, образовательных и воспитательных задач:
– помочь детям в систематизации познавательной информации об окружающем;
– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
– учить последовательности, логичности, и связности изложения;
– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
– воспитать у детей потребность в речевом общении;
целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;
- актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;
- закреплять обобщающие понятия;
- упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже;
- упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные);
- упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением;
- закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;
- формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений;
- анализировать семантику и способы образования сложных слов;
- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности.
4. Внедрение технологии наглядного моделирования в систему коррекционной работы по развитию речи детей с ТНР.
Работа проводилась с использованием игр: «Цветные дорожки», «Угадай-ка», «Путешествие», «Помоги Незнйке», «Опиши фрукты», «Вкусный сок», «Опиши овощи», «Волшебные сундучки», «Весёлая прогулка», «Где мяч?», «Укрась ёлочку», «Где кот?», «Угадай, какие это фрукты?» и мн. др.
Использовались приемы мнемотехники для развития связанной речи. Для составления описательных рассказов применялись мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляли более содержательные рассказы. В обучении связной речи метод наглядного моделирование использован со всеми видами связного высказывания:
— описательный рассказ;
— пересказ;
— составление рассказов по картине и серии картин;
Приведем пример обучения детей описанию живого объекта:
Воспитатель:
«Дети, животные очень хотели бы, чтобы вы рассказали о них. Послушайте, как вы будете составлять рассказы.
Сначала, назовете животное, о котором будете рассказывать. Вопросительный знак напомнит вам об этом.
Скажете, какого размера, большого, среднего или маленького?
Опишите характерные части тела животного (уши, конечности, хвост, окрас).
Домашнее или дикое животное? Вот эта картинка подскажет вам (показ картинки, где изображено схематичное изображение леса и дома).
Чем питается?
Если это животное дикое, назовите, где обитают эти животные?
Подумайте о ком и что вы будете рассказывать».
Примерные ответы детей:
Эта лиса. Лиса среднего размера. Она рыжего цвета, у нее короткие уши, небольшие лапы, пушистый хвост. Лиса дикое животное. Питается лиса мелкой дичью».
Сложными в понимании и заучивании для детей с ТНР являются загадки.
Загадки часто содержат метафоры, сравнения и требуют умения анализировать. Развивающие возможности загадки огромны. Не каждую загадку можно представить с помощью схем или моделей, рисунков.
Загадка:
Днём спит,
Ночью ульи ворошит.
(медведь)
мы решили оформить таким образом.
Метод наглядного моделирования используется также на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, что предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья. Для организации коррекционной работы по этому направлению используются различные дидактические игры и пособия. Особое внимание хочется обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ТНР. Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”
Игра «Весёлый мячик» -развивает умение составлять предложения и соотносить предлоги со схемой. Детям предлагается назвать и соотнести предлоги со схемой.
Вот играет Буратино
В мячик весело с Мальвиной
Ты дружок реши задачу:
Кто куда закинул мячик!
С этой же целью используется игра «Весёлая прогулка»-дети перемещают фишки по полю,и в соответствии с выпавшей картинкой составляют предложения используя определённый предлог.
Игра «Разложи по секторам»-развивает умение обобщать предметы и соотносить их с символами. Предлагаем детям распределить все предметы из круга по секторам, сверяясь с символами-знаками.
Развивает умение обобщать предметы и соотносить их с символами. Предлагаем детям распределить все предметы из круга по секторам, сверяясь с символами-знаками.
Игра «Скажи наоборот»-способствует правильному употреблению в речи слов-антонимов. Детям предлагается сравнить предметы по величине,высоте, ширине и т. д.
Один из приемов работы – использование пиктограмм.
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и может использоваться в следующих качествах:
– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;
– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.
Игра «Составь пару» -задание - найти две пиктограммы по предложению:
“Самолет летит”, “Цветок растет” или “Кузнечик прыгает”…
Также пиктограммы используются для согласования в роде,числе,падеже.
При нарушениях слоговой структуры слова моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.
Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой. К примеру дошкольникам предлагаются названия предметов мебели.
Они должны хлопать в ладоши соответственно количеству слогов в этих словах и соотносить слово со слоговой схемой.
При подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:
— познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;
— находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки;
— сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
— отработать навык послогового чтения.
Так например игра «Рассели картинки в дом» научит выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой. Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где «живет» заданный звук в слове, а также в какой дом «поселить» картинку.
Определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью птички способствует игра «Куда перелетела птичка?» Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Логопед называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: если звук в начале слова — в первый квадрат (со звездочкой, если в середине — во второй, если в конце — в третий.
Анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей. Метод наглядного моделирования можно эффективно использовать для формирования речевой и познавательной активности у старших дошкольников с ТНР.
Литература:
1. Агаева Е. Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования.» – Москва,1984.
2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».- Москва, 1988.
3. Ветрова Н. М. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к абстракции приемами моделирования».(Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. - Иркутск, 1972.)
4. Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. «Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника».(Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. - Москва, 1979.)
5. «Угадай как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». (Венгер Л. А., Дьяченко О. М. и др. - 2-е изд. - Москва, 1994.)
6. Жукова Н. С. «Формирование устной речи».- Москва, 1994.
7. Выготский Л. С. «Развитие высших психических функций» - Москва, 1960.
8. Леонтьев А. А. «Теория речевой деятельности».- Москва, 1968.
9. Леонтьев А. А. «Слово в речевой деятельности».- Москва, 1965.
10. Леонтьев А. А. «Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания».- Москва, 1969.
11. Правдина О. В. «Логопедия».- Москва, 1969.
12. «Логопедия» под ред. Л. С. Волковой – Москва, 1989.
13. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» (М. 1991 – сост. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина)
14. «Коррекция нарушения речи у дошкольников» под ред. Л. С. Сековец, Нижний Новгород, 1999 г.
15. Венгер Л. А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» (Москва «Просвещение» 1989 г.)
16. Ткаченко Т. А. «В первый класс без дефектов речи» (С. -П. «Детство-пресс» 1999 г.)
17. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит» (С. -П. «Детство-пресс» 2000 г.)
18. Ткаченко Т. А. «Формирование лексико-грамматических представлений» (логопедическая тетрадь). - С. -П. «Детство-пресс» 1999 г.
19. Роговенко Т. «Речевые тренажеры? Да!», журнал «Дошкольное воспитание» № 10 2004 г.
20. Малетина Н., Пономарева Л. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», журнал «Дошкольное воспитание» №6 2004 г.
21. Рудакова Н. «Обучение старших дошкольников с ОНР предложно-падежным конструкциям», журнал «Дошкольное воспитание» № 11 2004 г.
22. Ефименкова Л. Н. «Формирование речи дошкольников» (Москва «Просвещение» 1985г.)
23. Глухов В. П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием» (Москва «Аркти» 2004 г.)